"Норма" собирается подпоить петербуржцев
Пермская компания "Норма" заявила, что до конца этого года в Петербурге будет работать 20 магазинов сети "НормаН", торгующих алкогольной продукцией. Очевидно, Петербург был выбран из-за того, что в ближайших к Перми региональных центрах местные администрации не жалуют пришлые торговые сети.
В Петербурге же компания смогла заручиться поддержкой администрации и рассчитывает развивать пока мало представленный алкогольный розничный формат. Однако аналитики считают, что успех ждет компанию в случае, если она выберет себе четко очерченную нишу.
Компания "Норма" – крупнейший поставщик алкогольной продукции на территории Перми и Пермской области – работает с 1995 г. Компания является поставщиком элитных напитков, таких как мартини, баккарди, хеннесси и др., является представителем московского завода "Кристалл", Нижегородского завода шампанских вин, вино-коньячного завода "Ариант" и др. Первый розничный магазин компания открыла в 1999 г. "Норма" развивает два формата: алкогольные супермаркеты "НормаН" (площадью от 100 до 200 кв.м) и продовольственные супермаркеты "Виват" (от 250 до 1800 кв.м). Сейчас "Норма" владеет 68 магазинами в Перми и Пермской области, из которых на сеть "НормаН" приходится 37 торговых точек. В сентябре 2004 г. в Перми был открыт гипермаркет "Виват" общей площадью 12,5 тыс. кв.м.
В прошлом году в компании было принято решение о выходе в другие регионы. Первым таким регионом был выбран Санкт-Петербург, где в декабре 2004 г. было открыто два алкогольных супермаркета "НормаН". "Город был выбран после изучения ситуации на рынке соседних регионов и в обеих столицах, – рассказал RBC daily директор розничной сети "НормаН-Виват" Вадим Юсупов. – По нашим оценкам, выход в соседние регионы и в Санкт-Петербург стоит примерно одинаково, а по проблемам административного ресурса, конкурентной среды, наличия объектов недвижимости, суммы среднего чека, Санкт-Петербург оказался более привлекательным".
Неудивительно, что компания стремится на петербургский рынок, – в этом году здесь планируется открыть еще 18 магазинов "НормаН". Уровень доходов здесь значительно выше, чем в Перми, а порог вхождения ниже, чем в столице. "Средний оборот супермаркета "НормаН" в Перми – 1,7 млн руб. в месяц, – комментирует Вадим Юсупов. – Так как сумма среднего чека в Петербурге примерно в 1,5 раза выше, чем в Перми, то мы планируем выйти к концу года на средний объем продаж одного супермаркета 2 млн руб. в месяц". Инвестиции в петербургское развитие сети должны составить порядка $2-3,5 млн – в каждый магазин "НормаН" инвестируется от $100 до $200 тыс. в зависимости от площади и состояния объекта. Предполагается, что такие магазины должны окупаться за 2-2,5 года.
В "Норме" рассчитывают серьезно закрепиться на петербургском рынке, а также в ближайшей перспективе принять решение о выходе и в другие регионы. "Мы считаем, что сеть "НормаН" имеет существенные конкурентные преимущества: единые распредцентр и информационную базу, собственные торговые марки, профессиональных менеджеров, – говорит Вадим Юсупов. – По итогам работы за 2005 г. будем изучать возможность выхода в другие регионы". Однако в этом году освоения других регионов не запланировано. Стратегически "Норма" предполагала закрепиться в "более чем трех российских регионах" уже в 2006 г., однако, как уточнили в компании, эти планы пока только "теоретические".
"Сеть "НормаН" может вполне успешно развиваться на петербургском рынке, тем более что потребление алкоголя на душу населения в Петербурге выше, чем, например, в Москве, – комментирует ситуацию RBC daily аналитик РБК Валентин Крохин. – По моему мнению, для развития своей сети компания "Норма" выбрала Петербург потому, что ей удалось достигнуть выгодных договоренностей с местной администрацией. Это характерно для всех российских регионов: местные власти часто ставят барьеры для вхождения иногородних сетей, но повсеместно есть своя цена вопроса. В Петербурге же работают основные российские алкогольные дистрибьюторы. На этом рынке все основано на способности достигать договоренностей, поэтому успех компании "Норма" будет зависеть именно от этого".
В Петербурге на данный момент представлены две сети специализированных магазинов по продаже алкоголя – "Ароматный мир" и "Ливиз". Как сообщила RBC daily аналитик по потребительскому рынку и электроэнергетике компании "АВК-Аналитика" Светлана Труханович, это относительно новый формат торговли алкоголем. "Мне такой подход кажется очень перспективным, так как ассортимент таких магазинов гораздо шире, чем даже в крупных розничных сетях, – считает она. – Успешность же сети будет зависеть от поставщиков компании и выбора сегмента. Ниша низкого ценового сегмента занята магазинами "Ливиз", "Ароматный мир" специализируется на более дорогой продукции. Таким образом, логично, если "Норма" будет специализироваться на средне- и высокоценовом сегментах в расчете на рост качества потребления алкоголя. По мнению Светланы Труханович, дефицит торговых помещений не станет препятствием для "Нормы", если она готова платить хорошие деньги. "Спрос на аренду коммерческой недвижимости стабильно превышает предложение, особенно в центральных районах города, – комментирует она. – Однако если компания будет готова платить более высокую аренду, то поиск помещений труда не составит".
В дальнейшем же возможно более широкое развитие розницы пермской компании в Северной столице. Пока конкретных планов в компании не разработано, однако в "Норме" не исключают возможности вывода в Петербург и сети "Виват". "Через год, когда у нас будет полноценная сеть "НормаН" в Петербурге, слаженный профессиональный коллектив, узнаваемость марки, мы будем принимать решение, развивать здесь сеть "Виват" или нет", – отвечает Вадим Юсупов. По мнению же Валентина Крохина, выход на петербургский рынок с сетью продуктовых супермаркетов сейчас – неоправданный шаг. "Развитие супермаркетов требует значительно больших финансовых ресурсов, чем развитие магазинов, специализирующихся на продаже алкоголя, – говорит он. – Для открытия алкогольных магазинов необходимы небольшие площади и договоренности с дистрибьюторами (причем с одного рынка), а для супермаркетов необходимо внедрение сложнейших технологий, вопрос помещения и ассортимента также решается гораздо сложнее".
Елена Желобанова