Real пошел на Север. И готовится покорить Петербург
Немецкая сеть гипермаркетов Real, не успев открыть московские гипермаркеты, двинулась в регионы. Открытие ее первого магазина в Петербурге может произойти уже в середине следующего года. В ближайшие пять лет Real планирует построить в Северной столице 5-6 гипермаркетов, инвестировав в них от 100 млн до 180 млн евро.
Эксперты не исключают, что региональная сеть компании может расти даже быстрее, чем московская.
Сеть магазинов Real входит в немецкую группу компаний Metro Group. Специализируется на розничной продаже. Сеть состоит из 316 гипермаркетов, 282 из которых находятся на территории Германии. В 2004 г. объем продаж сети составил около 8,2 млрд евро. Объем продаж Metro Group в 2004 г. составил 56,4 млрд евро.
Вчера в Петербурге заложили торговый центр "Питер-Радуга", из 70 000 кв.м его торговых площадей 12 000 кв.м займет гипермаркет Real. Девелопер проекта — французская Vinci Construction Grands Projets — рассчитывает открыть новый торговый центр в середине 2006 г.
Как сообщил вчера генеральный директор "Реал-Гипермаркет" Торстен Фогт, компания рассчитывает в течение пяти лет открыть в Петербурге 5-6 магазинов под маркой Real, стоимость каждого из которых 20-30 млн евро в зависимости от расположения и стоимости земельного участка. По словам Фогта, кроме договора с Vinci у компании существует ряд предварительных договоренностей с петербургскими девелоперами, располагающими правами на земельные участки, однако до заключения окончательного соглашения он отказался назвать эти компании. Кроме того, он не исключил, что компания займется созданием магазинов без привлечения партнеров.
По словам руководителя отдела по связям с общественностью "Реал-Гипермаркет" Юлии Беловой, в Москве первые магазины Real планируется открыть в июле и октябре этого года. Всего компания хотела бы иметь в столице 10-12 гипермаркетов. Свои прежние планы — вложить до $700 млн в строительство 16-20 гипермаркетов в Москве и других городах-милионниках — в Real вчера подтвердили, но не комментировали.
Директор по коммуникациям "Перекрестка" Александр Бархатов говорит, что на московском рынке недвижимости присутствие Real достаточно ощутимо. При этом, по его данным, Real не смущают подчас неумеренно высокие цены за аренду. "Обычно такое поведение объясняется стремлением к быстрому расширению своей доли на рынке, даже несмотря на то, что это может отразиться не лучшим образом на прибыли", — говорит он.
Петербургский девелопер, просивший не называть его имени, говорит, что Real готов приобретать землю не дороже $150 за 1 кв.м. Директор компании "Бекар — Коммерческая недвижимость" Игорь Горский также слышал, что представители Real вели в Петербурге переговоры о покупке земли по $150 за 1 кв.м. "Это довольно выгодное предложение для петербургского земельного рынка. Оно говорит о том, что они не рассчитывают получить землю за бесценок, что увеличивает их шансы при поиске необходимых участков", — говорит он. А председатель совета директоров ЗАО "Торговый двор" Дмитрий Сладков считает, что немецкой сети будет трудно реализовывать свои планы в Петербурге. "Подходящих участков на вторичном рынке не так много, а заключать инвестдоговор с городской администрацией существенно дороже тех условий, на которых Real может приобретать землю", — говорит он. По словам Сладкова, представители немецкой компании вели переговоры с его компанией, но они ничем не завершились.
Впрочем, ситуация со свободной землей в Санкт-Петербурге намного лучше, чем в Москве. Консультант компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Евгений Попов не исключает, что строительство сети Real в регионах может происходить даже быстрее, чем в Москве. "В Москве становятся очевидны проблемы с поиском и землеотводом подходящих участков, — говорит он. — В регионах продажи на порядок меньше, но строительство и организация бизнеса там дешевле". "IKEA уже около семи лет ждет разрешения на строительство на одном из участков в Москве", — говорит менеджер по связям с общественностью этой компании Ирина Ваненкова. Однако строительство торговых центров в регионах, по ее словам, является частью стратегии компании и не связано с трудностями на московском рынке.
Андрей Мусатов