Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Гипермаркеты |Алтайский край. "Мария Ра" предпочла франшизе первоисточник


Россия | 03 мая 2005 | Недвижимость Управление

Алтайский край. "Мария Ра" предпочла франшизе первоисточник

Крупнейшая розничная сеть Алтайского края "Мария Ра", вместо того чтобы приобретать франшизу сети "Пятерочка", наняла бывшего топ-менеджера этой компании Феликса Стетоя. Таким образом компания хочет подготовиться к приходу крупных федеральных сетей на региональный рынок.

Первыми нововведениями в компании станут ужесточение взаимоотношений с поставщикам, отказ от непрофильного бизнеса и расширение в ассортименте сети товаров private label.

"Мария Ра" была не единственной компанией региона, которая вела переговоры с "Пятерочкой" о возможности приобретения франшизы этой сети. Однако из крупных операторов - лидеров рынка она была ближе всех к заключению соглашения. По крайней мере руководитель и основной владелец компании Александр Ракшин в марте 2004 года говорил корреспонденту "КС" о своей заинтересованности "технологиями "Пятерочки". Ракшина не пугали даже весьма существенные расходы, связанные с покупкой франшизы ($1 млн плюс отчисления в размере 1,5% от оборота).

Судя по всему, "Мария Ра" решила получить доступ к передовым технологиям менее затратным способом. По информации "КС", с начала этого года в должности консультанта по вопросам стратегического маркетинга работает Феликс Стетой, который до начала 2004 года занимал должность вице-президента "Пятерочки", после чего ушел из компании, занявшись собственными проектами. Одним из них, судя по всему, стало консультирование барнаульской сети.

На новое место работы Стетой пришел не только с технологиями, но и с трезвым пониманием перспектив региональных компаний в свете грядущей экспансии в регион федеральных и международных сетей. "Бытующее в регионе представление о том, что у местных ритейлеров и производителей в запасе еще пара лет, не более чем иллюзия, - говорит консультант. - Уже в следующем году для многих крупных сетей Сибирь станет рынком номер один. И если "Мария Ра" и ее местные поставщики не предпримут адекватных действий, рынка у них не будет".

"Мария Ра" намерена предпринимать действия по двум направлениям - повышение эффективности бизнеса и расширение сети. Одним из первых шагов по оптимизации деятельности уже стал отказ компании от собственного производства продукции, доля которой в обороте сети по итогам 2004 года составила 4%. Вместо этого "Мария Ра" приступила к реализации проекта по производству продукции private label.

Обещает "Мария Ра" и ужесточение ассортиментной политики. "На Алтае очень хорошие товары, но понятно это становится лишь тогда, когда они попадают на тарелку", - говорит Стетой. "Чтобы путь в тарелку потребителей пролег через магазины "Марии Ра", производителям теперь придется в обязательном порядке поставлять свой товар упакованным, расфасованным и промаркированным штрих-кодом", - предупреждает категорийный менеджер компании Наталья Казакова. Не намерена "Мария Ра" отказываться и от практики назначения "входных" сборов с поставщиков. "Сегодня 75% своих доходов зарубежные сети получают от продажи не товара, а полочного пространства. В России у сетей-лидеров этот показатель составляет 27-30%. В нашей сети стоимость полок повысилась с 2% в 2002 году до 9% в 2004 году. Поэтому на лучшей полке будет стоять только тот продукт, который продается", - поясняет руководство "Мария Ра".

По словам гендиректора компании "Мария Ра" Александра Ракшина, в течение 2005 года сеть планирует открыть свои магазины во всех городах Алтая, где она еще не представлена, а также построить 15-20 магазинов на уже освоенных территориях края. Кроме того, компания хочет освоить регион в радиусе 400 км от Барнаула. Только в текущем году "Мария Ра" откроет магазины в Новосибирске, Томске и Горно-Алтайске. Всего за этот период барнаульская сеть, по оценкам Ракшина, сможет довести количество своих магазинов до 70 и практически удвоить товарооборот - до $200 млн.

Директор по корпоративному управлению группы компаний "Сенсация" (новосибирский франчайзи "Пятерочки") Александр Агеев считает, что приглашение Феликса Стетоя - правильный шаг. "Как бывший топ-менеджер "Пятерочки" он, безусловно, является носителем информации и опыта, накопленного компанией. Этот опыт пригодится "Марии Ра, - говорит Агеев, - вопрос лишь в том, будет ли он только консультантом или займется реализацией проектов. Ведь проблемы региональных компаний часто появляются на стадии реализации". "Сегодня на российском рынке ритейла наблюдается такая тенденция - московские сети приглашают иностранных специалистов, а региональные - московских, - говорит гендиректор новосибирской сети "Квартал" Людмила Кожемякина. - В целом, я считаю, это правильный шаг для барнаульской сети. Только нужно понимать, в каком формате "Мария Ра" будет развиваться дальше. "Пятерочка" - сеть-дискаунтер, насколько опыт работы в ней поможет "Марии Ра", будет видно".

Не удивило решение "Марии Ра" и гендиректора сети "Холидей Классик" Алексея Захарова, который заявил "КС", что приглашение опытных консультантов - это нормальная практика для компании, нацеленной на рост. С ним согласна и заместитель директора омской сети "Наш магазин" Ольга Жарова.

Что же касается планов региональной экспансии "Марии Ра", то они ритейлеров не пугают. Директор томской сети "Сибирская копеечка" Наталья Ибрагимова вообще была удивлена решением "Марии Ра" открыть магазины в Томске. "Не понимаю, что нового они могут предложить нашему городу, - говорит она. - Для того чтобы утвердиться на новом рынке, потребуется крупный формат - так поступил, например, "Холидей Классик", открыв в Томске гипермаркет". Уверена в своих силах и Людмила Кожемякина. "Позиции местных ритейлеров здесь достаточно сильны, поэтому барнаульской сети придется побороться за рынок", - считает она.

Вячеслав Саланин, Юлия Полунина


Тема дня