Дмитрий Золин, Директор по развитию London Consulting & Management Company | LCMC
1. Какой процент собственников объектов коммерческой недвижимости прибегает к услугам управляющих компаний?
Если говорить о внешнем управлении и независимых управляющих компаниях, то в Москве и Петербурге процент таких собственников незначителен, а в регионах стремится к нулю. Однако, если мы имеем ввиду аффилированные с собственником управляющие компании, то в столицах их доля на объектах до 50%, а в регионах порядка 5%. В России мы наблюдаем отрезок эволюции, на котором существуют гибридные формы, развивающиеся от управления лишь объектами собственника, к предоставлению услуг внешнего управления. К независимым управляющим компаниям можно отнести в основном западные фирмы.
2. Какая из категорий управляющих компаний наиболее востребована рынком (непосредственно УК, УК при девелоперских компаниях, услуги по управлению при брокерских и консалтинговых компаниях, эксплуатационные компании).
В Москве наиболее востребованы компании, специализирующиеся на facility management, на эксплуатационных услугах, а также брокеридже. В регионах управляющие компании в классическом смысле пока не востребованы. Есть спрос на консультантов, на брокерские услуги и сопровождение проектов. Однако, через 2 года ситуация должна измениться, поскольку региональные инвесторы рассчитывают, что структуры, занимавшиеся консалтингом и сопровождением их проектов, не бросят их на стадии управления. С другой стороны, необходимо отметить, что большинство наших инвесторов объединяют в себе и функции девелопера, почти нет девелопера в чистом виде, строящего на кредитные ресурсы, и получающего маржу с продажи готового объекта.
3. Насколько востребована услуга по управлению финансами? (сбору арендных платежей, возвращению залогов)
Мы не рассматриваем это как отдельную услугу, но доверительное управление, операционная деятельность на объекте не обходится без планово-финансовой составляющей.
4. Перспективы развития дистанционного управления региональными проектами?
Перспектива отсутствует, поскольку «дистанционное управление» - метафора. На практике управлять проектами в регионах без регулярного, периодического присутствия нельзя. Перспектива же отсутствует еще и потому, что те компании, которые сегодня работают в регионах, уже делят рынок, получают самые интересные проекты. Емкость региональных рынков меньше, чем столичных, кадровые ресурсы ограничены. Мы уже работаем в регионах. Кто не успел, тот опоздал.
5. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития сектора УК в России в ближайшие 5 лет?
По мере развития рынка коммерческой недвижимости, в Россию все глубже будут втягиваться транснациональные управляющие компании, российские управляющие будут все более дистанцироваться от структур-собственников, и повышать стандарты своих услуг. Неизбежна сегментация управляющих компаний как по региональному охвату рынка (общероссийские, локальные), так и по классу управляемых объектов. LCMC ко всему этому готова.