Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Рестораны |Спальные районы становятся золотым дном


Россия | 29 сентября 2005 | Недвижимость Офисы

Спальные районы становятся золотым дном

В последнее время наблюдается даже настоящий ресторанный бум на окраинах столицы. Заведения открывают не только мелкие игроки локального масштаба — в спальные районы начали активную экспансию крупные рестораторы. Некоторые из них даже создают сети, которые не собираются работать в центре города вовсе.

«Арпиком» Михаила Зельмана запустил сразу четыре сетевых проекта в «спальниках» («Бельвиль», «7 крон», «Сибирская корона», Beck’s), Ritzio Entertainment Group открыл Temple Bar в Крылатском и Митине. Небольшим компаниям также интересны спальные районы: владельцы сети кофеен «Кофемания» открыли ресторан «Пиаченца 218» в Митине, группа компаний «Сонтэк» запустила проект «Пино-Пицца», который в центр города вообще выходить не планирует.

Эксперты уверены, что в дальнейшем активность рестораторов в спальных районах будет только увеличиваться. «Рестораны в центре города становятся витринами бизнеса, демонстрацией сильной марки, но настоящие деньги сейчас делаются в спальных районах и регионах»,— отмечает гендиректор компании «Настроение+» Денис Яхно. По данным ИК «Финам», оборот столичного рынка составляет $2–2,2 млрд, на долю спальных районов приходится 20–30%. Высокий интерес рестораторов к спальным районам сами участники рынка объясняют отсутствием конкуренции и низкими арендными ставками. «Конкуренции почти нет, при этом интерес потребителей растет: качество обслуживания сопоставимо с ресторанами в центре города, а добраться жителям района до нас не составляет труда»,— отмечает управляющий ресторана «Сварня» в ТЦ «Вавилон» Дмитрий Мамонтов.

С ним соглашается совладелец «Пино-Пиццы» Алексей Аксенов, добавляя, что при этом цены на аренду на порядок ниже. «Аренда недвижимости внутри Третьего транспортного кольца не опускается ниже $1,5 тыс. за кв. м в год, в то время как в спальных районах не превышает $600»,— отмечает Аксенов. А исполнительный директор консалтингового агентства Restcon Андрей Петраков отмечает, что в спальных районах, кроме «шашлычных-пельменных» с низким качеством обслуживания и продуктов, зачастую ничего нет. «Рестораторы поняли, что раз существуют такие заведения, то работать здесь можно»,— отметил Андрей Петраков.

Любопытно, что открывающиеся рестораны в «спальниках» зачастую имеют высокий средний чек. Например, в ресторане «7 крон» Михаила Зельмана он составляет $30. «В спальных районах нет предложения, поэтому рестораторы работают с такой же наценкой, как и в центре — 300–400%. В отсутствие конкуренции люди готовы платить столько, и вряд ли в ближайшее время чек будет снижаться»,— говорит Денис Яхно. «Средний чек в спальных районах не должен превышать $15–20, иначе гости не пойдут, отдавая предпочтение курам гриль и полуфабрикатам в супермаркетах»,— дискутирует с ним Петраков, который придерживается обратного мнения. Впрочем, в спальных районах есть и сложности в работе.

«Рестораторам необходимо обратить внимание на качество обслуживания: в отличие от ресторанов в центре, основная аудитория — постоянные гости, живущие в этом районе. Если их не устроит обслуживание, то они больше никогда не вернутся»,— отмечает Петраков. Есть и другая особенность: в ресторанах спальных районов почти отсутствуют посетители до 16–17 вечера — люди на работе. «Поэтому стоит обратить внимание на активные детские программы»,— отмечает Яхно. По мнению Алексея Аксенова, помочь справиться с простоем ресторана может бизнес-ланч. «Все зависит от рекламной активности: найти людей, работающих в спальных районах, можно всегда»,— уверен Аксенов.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ


Тема дня