Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Дизайн |Ландшафтный дизайн |Ландшафтный бизнес вчера, сегодня, завтра - размышления специалиста


Россия | 16 января 2006 | Дизайн

Ландшафтный бизнес вчера, сегодня, завтра - размышления специалиста

Автор материала — Калашников Дмитрий – директор компании "Агрогрэм", в недавнем прошлом – доцент Тимирязевской академии, агроном, плодовод, специалист по гормонам растений, кандидат сельскохозяйственных наук. Член правления Роланды, председатель ландшафтной секции Гильдии садово-паркового искусства, флористики и фитодизайна Московской палаты ремесел.

Общение с коллегами, периодика, выставки, интернет, поездки – все это показывает, что сегодня рынок ландшафтных услуг видоизменился. В середине 90-х – заказчики искали нас, теперь, увы, все наоборот. И это происходит не потому, что уменьшилось общее количество заказов, нет, этот показатель устойчиво и стабильно растет, но гораздо быстрее увеличивается предложение ландшафтных услуг и, следовательно, конкуренция.

 До недавнего времени основными игроками на "ландшафтном поле" были небольшие по размерам фирмы. Специфика нашего бизнеса не предполагает большого размера ландшафтного предприятия, поскольку мы занимаемся "индпошивом", а не производим "джинсу" на массового потребителя. В идеале, ландшафтный дизайнер и бизнесмен в такой фирме – одно и тоже лицо, и, следовательно, количество заказов, обслуживаемых одним таким предприятием не так уж и велико.

Подавляющее большинство из нас начинало в середине – конце 90-х. Это было время торжества бизнесмена (изобилие заказчиков даже не с деньгами – с "бабками"…),  развития фантазии дизайнера (как сделать симпатичный сад из того минимума материалов, которые предлагал тогда рынок) и кошмара технолога (где, скажите на милость, было тогда взять хоть мало-мальски приличный посадочный материал, не говоря уже о поливных системах, светильниках, камне?). Сейчас – технолог чувствует себя вполне комфортно, поскольку рынок материалов и растений готов удовлетворить любой  (или почти любой) каприз и озабочен только оптимизацией цены/качества.  Дизайнер ломает голову над проблемой выбора из 50-ти видов камня и т.п., тщится поразить заказчика оригинальностью решений, изобретает красивые беседки, качели, барбекюшницы – в общем, нормально работает. Хуже всего бизнесмену – в поисках заказчиков приходится тратить кучу денег на рекламу и откаты, строить дизайнера и технолога, искать любые возможности для снижения стоимости материалов и работ, чтобы при конкурентных ценах вырвать хоть какую-то прибыль… Но, что роптать, большинство из нас в такой обстановке научились делать вполне приличные сады, за которые не стыдно ни перед заказчиками, ни перед коллегами, при вполне вменяемом уровне цен. Сейчас этот показатель установился на уровне, обеспечивающем нормальное качество исполнения работ, и почти не изменяется даже в различных регионах. Кстати, сейчас уровень дизайнерской мысли и исполнительского мастерства у таких "старых" фирм примерно одинаковый и ничуть не хуже среднемирового. Радует, что подобные фирмы появляются уже во всех крупных городах России и курортных центрах, что безусловно свидетельствует об общем улучшении экономики страны.

 Ландшафтные компании, близкие по уровню и сегменту рынка и испытывающие одинаковые проблемы, сейчас проявляют  тенденцию к созданию объединений (ГИПЛИ, ЛА СНГ, Роланда, Гильдия при Московской палате ремесел, региональные объединения ландшафтников). Одна из основных причин для этого – самоотделение нормально работающих компаний от того вала халтурщиков и однодневок, который просто захлестнул в два-три последних года наш ландшафтный бизнес. Высокая прибыльность 90-х годов не могла не спровоцировать подобное развитие событий.

 Отличительная и привлекательная сторона деятельности таких предприятий – дешевизна. Достигается она прямым обманом заказчика, собственных рабочих и поставщиков, низким качеством поставляемых материалов, неисполнением гарантийных обязательств. Нельзя никак и нигде сделать приличный газон на убитой строительством почве за 100 рублей, а они делают за 70. Немного торфа с песочком и семена подешевле (райграсс –желательно, он быстро всходит). На полгода эффект газона достигнут, а там вот уж во истину – хоть трава не расти! Автор этих строк лично вытаскивал из земли "посаженные" кем-то крупномеры в виде просто забитых в грунт вырубленных и  заточенных топором стволов, держащихся на распорках. Каково? Это, конечно, случай исключительный, но тем не менее…

 Еще одна примета таких фирм – абсолютная универсальность. Кто из нас, уважаемые братья по цеху, обойдется своими силами без привлечения надежного субподрядчика при устройстве системы автоматического полива, сложной подсветки, ответственных строительных работ? А эти ребята все "умеют" сами, и гораздо дешевле, прошу отметить. Глядя на них, вполне благонамеренные строительные бригады из ближнего зарубежья задают себе резонный вопрос – а мы что, хуже сделаем, чем эти "профи"? Конечно нет (хуже просто невозможно)! Вот таким образом и растут наши ряды…  И  пусть не обольщают наших заказчиков красивые альбомы с фото "своих" садов – при нынешнем развитии печатной техники - это не проблема.

 Деятельность подобных компаний всем нам хорошо знакома – по настороженным взглядам заказчиков, грубейшим технологическим нарушениям, использованием непригодных (но дешевых!) материалов, убогому дизайну. Мне ежегодно приходится выправлять за кем-то, канувшим в неизвестность, несколько подобных садов, и доля таких заказов ежегодно, к сожалению, растет. К сожалению – потому что для того, чтобы превратить это в сад требуются радикальные меры, а заказчик, как правило, морально не готов платить за сад еще раз и пытается снова обойтись дешевыми полумерами, да и творческой радости такая работа не приносит...   И ведь что странно, одежду и обувь ведь наши заказчики наверняка не на въетнамских рынках покупают, а в приличных местах. Так что же заставляет их гнаться за дешевизной при устройстве сада, ведь он делается один раз на всю оставшуюся жизнь?!  Неужели Пушкина не читали и известная пословица для них – пустой звук!?

 Следующая активно растущая потребность рынка – исправление действий собственно хозяина участка. Ведь казалось бы – ну что сложного – посеять травку, воткнуть кустики, деревца-цветочки – и готово дело, хоть на картинку в модный журнал. А уж если супруга посещала курсы ландшафтного дизайна (кстати, подобное образование – тема отдельного разговора), то просто сам Бог велел, а ну, где там ближайшие таджики?… Но вот проходит год, другой, а красивой картинки все никак не получается. А получается все совсем наоборот. Кустики почему-то не растут, цветочки цветут как-то совсем не по-журнальному, половина деревьев вообще засохла, альпинарий врос в землю и пропал в сорняках, вместо прудика – что-то серо-зеленое с характерным ароматом, а на газон и смотреть не хочется. И вот, посыпав главу пеплом, хозяин приходит к нам. Милости просим...

 В последнее время также резко возрос спрос на услуги ландшафтного дизайнера-технолога-бригадира. Что-то вроде шеф-монтажа или инжиниринга при рабочих хозяина.  При этом хозяин существенно экономит на прибыли и накладных затратах подрядчика, зарплате рабочих, но проигрывает на темпах работ, транспорте, розничных ценах, гарантии. Тем не менее, при ограниченности средств заказчика и соответствующей квалификации такого специалиста - это вполне приемлемый путь создания достойного сада. Вот если бы еще в этом случае заказчики не экономили деньги на проектных работах и квалифицированных субподрядчиках… 

 Растет спрос на обслуживание садов. Еженедельный приезд бригады по обслуживанию сада обходится хозяину примерно в те же деньги, что и круглогодичное содержание собственного садовника, но первое - гораздо лучше для сада, так как выездная бригада обладает (во всяком случае – должна обладать) специальными знаниями и навыками. Кроме того, хозяину нет необходимости покупать и обслуживать специальную садовую технику.

 Отдельно стоит упомянуть и ландшафтную деятельность строительных  компаний. Большинство из них обзавелись собственными ландшафтными отделами, за редким исключением, достаточно непритязательными. Это вполне соответствует потребностям строительных фирм, которым необходимо представить заказчику или покупателю дом в презентабельном, но недорогом окружении газона и минимальных посадок. Как показывает опыт, такой ландшафт практически полностью переделывается при устройстве сада под конкретного заказчика. В сотрудничестве ландшафтников со строительными и риэлтерскими  компаниями, которого сейчас  практически нет - большой взаимовыгодный потенциал, но вот как убедить в этом другую сторону?

И, напоследок, несколько слов о профессиональных объединениях ландшафтников. По моему глубокому убеждению, роль этих образований будет постоянно расти. Сейчас они повышают уровень профессионального мастерства своих членов, помогают оптимизировать затраты на  рекламную деятельность,  приобретение материалов. Даже недолгий опыт пребывания нашей компании в Роланде показал, что, несмотря на некоторые общественные обязанности и расходы, которые, кстати, не слишком обременительны, принадлежность к этому сообществу приносит ощутимую пользу, в том числе и материальную. Помимо уже провозглашенной цели – отделения от халтурщиков – такие объединения должны формировать общие информационные пространства, да и вообще решать проблемы, которые отдельной компании просто не по силам.

Скорее всего, внутри объединений будет развиваться специализация по видам производимых товаров и услуг. Думаю что в будущем, при них могут и должны возникнуть сервисные, страховые, финансовые и  лизинговые структуры. Члены ассоциаций смогут взаимно деверсифицировать свой бизнес, сделать его более устойчивым. Профессиональные объединения ландшафтников должны расти и развиваться, ведь это на пользу как нам, уважаемые коллеги, так и нашим клиентам.


Тема дня