Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Архитектура |Музейная архитектура Японии - прекрасная раковина без жемчужины


В мире | 03 января 2006 | Архитектура Недвижимость

Музейная архитектура Японии - прекрасная раковина без жемчужины

Текст: Рената Магзумова

При подготовке статьи использовались следующие информационные материалы:
New Forms - Architecture In The 1990s
Philip Jodidio, 1997

 

В конце века японское "экономическое чудо" было омрачено спадом спроса на недвижимость и упадком в экономике. И все же в начале 90-х годов развитая экономика спровоцировала неутолимую культурную жажду. Несмотря на отсутствие последовательной государственной политики по отношению к национальным музеям, в Японии они существовали издавна. Но даже сегодня эти немногочисленные экспозиции традиционного искусства получают от государства скромную денежную помощь. Тем не менее большое количество "местных" музеев в префектурах, а также муниципальных и частных музеев позволяет Японии по праву считаться активнейшей музейной державой.

В Японии чаще, чем в других странах, музей рождается из стремления в символической форме довести до общего сведения информацию о процветании города или компании. Поэтому часто новые музеи - это скорее оболочка, пустая раковина с претензией на грандиозность. Чтобы "вытянуть" такой проект, нужно приглашать именитых архитекторов, способных создать выдающиеся сооружения.
А проблема формирования самой музейной коллекции чаще всего остается нерешенной - еще и потому, что в Японии нет университетской системы подготовки музейных управленцев. Организаторы и директора музеев в большинстве своем скорее администраторы, чем люди, страстно увлеченные искусством.
Такие особенности национального музейного дела, а также вкус японцев к новаторской архитектуре и достигнутое в этой стране высокое качество строительства привели к тому, что в последнее время здесь возникли новые музеи, расположившиеся в замечательных зданиях.
Интересным примером интеграции коммерческих интересов и тяги к искусству является объект, сравнительно недавно созданный Тадао Андо, мастером сооружений из бетона. Странный симбиоз музея и роскошного отеля возведен на изолированном островке Наошима в японском Внутреннем Море. Такое неожиданное сочетание обусловлено законом, по которому на подобных островах категорически запрещено возведение объектов, лишенных "культурной подкладки". Несмотря на присутствие любопытных образцов современного искусства, представленных на вполне жизнеспособной выставочной площади, Музей Современного Искусства в Наошиме в каком-то смысле - оправдание для отеля. Андо говорит: "Существует план, согласно которому я буду создавать по одному зданию в год в рамках этого комплекса. Вновь приезжающие посетители будут каждый раз видеть новые строящиеся здания. Это должно продолжаться в течении десяти, двадцати лет. Концепция этого проекта во многом близка идеям современного искусства". Динамичное развитие во времени и пространстве действительно присуще новым формам творчества, таким, например, как инсталляция.

Тадао Андо: Музей Современного Искусства в Наошиме .
Тадао Андо: Музей Современного Искусства в Наошиме. Tadao Ando

 

 

Музей в Наошима с похожими на монументальные укрепления стенами, буквально вгрызающимися в холм, по своей структуре напоминает раскопки древнего города. Во всем облике строения очевидна идея преобразования пространства, подчинения его новой логике - логике "завоевания" природного ландшафта, которому противопоставлена четкая геометрия проникающих архитектурных форм.

Совершенно иной облик присущ другому музейному комплексу, весьма далекому от маскировки своего назначения. Музей Озера Сува в Нагано, созданный молодым архитектором корейского происхождения
Тойо Ито, на первый взгляд даже не претендует на материальность. На берегу озера, которому и посвящена основная экспозиция музея, эфемерное, но тем не менее четко очерченное крыло словно возникает из воздуха, идеально вписываясь в окружающую среду. Это происходит отчасти благодаря плавной кривой, образованной легким силуэтом купола. Кроме того, материал, которым облицован этот объем - листы матового алюминия - мягко отражает гладь озера и цвет неба, не покушаясь на самоценность, а соглашаясь с оттенками и фактурами окружающей среды. По замыслу архитектора здание должно напоминать зрителю перевернутую лодку с виднеющимся в основании бетонным "рулем".
Тойо Ито Музей Озера Сува в Нагано
Музей Озера Сува в Нагано. Архитектор Тойо Ито

Необычность структуры была обусловлена очертаниями участка, отданного под застройку - он длинный (400м) и очень узкий. Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что Ито, как и многие представители его поколения активно ищет новые пути формообразования в архитектуре, используя, в частности, компьютерное моделирование. "Структурные элементы и инженерные коммуникации заключены в стены для избежания неровностей во внешнем облике. И алюминиевые панели, и потолочные перекрытия не зависят от "тела" здания, покрывая его плавную дугу словно второй кожей", - говорит архитектор. Такой сложный по кривизне объем мог быть создан только с помощью трехмерного моделирования. Тут возникает совершенно новый уровень свободы действий, и, соответственно, новые формы творческого выражения. Архитектура все больше проникает в сферу скульптуры, так называемого "чистого искусства". Голландский архитектор Рем Кулхаас особо подчеркивает свойства зданий Ито "впитывать" свет и взаимодействовать с окружающей средой: "В то время как остальные пытаются воплотить эстетику растворения, Ито без всяких усилий растворяется и все же управляет потоком событий". Сам Ито указывает на то, что в наше время механистические формы перестали доминировать, на смену им пришли потоки информации, главенствующие в современном обществе. Новые образы - это скорее не сами формы, а объемы, в которых протекают невидимые процессы. "В данном случае становятся важнее не воплощенные формы, а образ пространства, которое делает выражение этих форм возможным".

Еще один музейно-развлекательный комплекс, созданный с помощью трехмерного моделирования, продолжает тему музеев без произведений искусств. Точнее, в данном случае роль художников выполняет природа, а экспонатами являются ее творения - растения. Но объект, включающий в себя тропическую теплицу, выставочный зал и мастерские для занятий ремеслами, все-таки назван именно музеем, а не ботаническим садом или оранжереей. Причина не совсем ясна. Скорее всего, сыграли роль и отсутствие достаточного финансирования для покупки дорогих (и сложных по условиям содержания) произведений искусств, и непреодолимая национальная тяга к повсеместной самоорганизации и преувеличению: под вывеской музея расположилась, по сути, выставка достижений сельского хозяйства.

Музей Плодов в Яманаши Ицуко Хасегава

Музей Плодов в Яманаши. Архитектор Ицуко Хасегава

 

Как объясняет создатель Музея Плодов в Яманаши Ицуко Хасегава, одна из немногих преуспевающих японских женщин-архитекторов, "геометрия трех оболочек была проанализирована с помощью объемных компьютерных построений. Каждая форма была образована путем вращения простых геометрических тел до получения сложных объемов". Комплекс, вольготно расположившийся в огромном Парке Плодов с видом на гору Фудзи, занимает обширную площадь в 6,459 м2 и включает в себя множество помещений - как наземных, так и подземных, "проросших" в пологий склон. Группа зданий является метафорой семян, небрежно брошенных в благодатную почву парка, символизируя собой плодородие и жизненную силу растений. Прозрачные сетчатые оболочки напоминают и японский бумажный веер, и скорлупу диковинных орехов, но, тем не менее, не обладают такой степенью легкости и воздушности, как музей Тойо Ито в Нагано, отделанный полированным металлом.

К сфере, гораздо более близкой "чистому искусству", принадлежит творение еще одного выдающегося Токийского архитектора Араты Исозаки - Музей Современного Искусства в Наги. Nagi MoCA, как он сокращенно называется, создан для постоянной экспозиции работ трех современных японских художников.

    Согласно Исозаки, в музейной архитектуре на данный момент существует два поколения сооружений. Первое может быть проиллюстрировано экспозициями, расположенными в исторических зданиях, например, Лувре. Для второго примером являются более гибкие современные учреждения, такие как Центр Помпиду и Музей Современного Искусства в Нью-Йорке. Сейчас, утверждает архитектор, созрело новое поколение, которое отказывается от традиционной , общепринятой концепции музея, и предоставляет специально спроектированные пространства и окружение для недавно созданных произведений искусства и инсталляций.

Маленький городок, где находится этот музей, не может похвастаться значительной коллекцией произведений искусства, поэтому Исозаки обеспечил не только архитектурную, но и художественную часть проекта, выставив работы своей жены, Аико Мияваки, а также Сусаку Аракава и Кацуо Оказаки. Более того, музей и объекты искусства интегрированы в символическую триаду, образованную солнцем, луной и землей, и все они расположены в створе близлежащей "священной" горы. Музей Nagi MoCA значителен не из-за площади, им занимаемой, а из-за предпринятой с его помощью попытки создать символическую структуру, гармонично сочетающуюся и с произведениями искусства, которые он содержит, и с местными традициями и ландшафтом. Его эксцентричные рубленые формы лишены лиричного изящества архитектуры Ито, но мысль Исозаки в данном случае явно посягает на нечто большее, чем внешняя привлекательность.

    Музеи как таковые, несомненно, предоставляют современному архитектору обширные возможности для самовыражения. Но сегодня в Японии, как и во всем мире, возникает тенденция к расширению понятия "музей". И, продолжая мысль Исозаки, можно сказать, что сейчас пространство, специально спроектированное для демонстрации любого определенного предмета, коллекции, явления, или даже нематериальной по сути идеи, может по праву считаться музеем. Может быть это - органичное решение извечного спора о том, что можно называть искусством, а что - нет, и где пролегает эта неощутимая граница. Наверное, не только из-за скудного финансирования государственных музеев, и уж точно - не из-за недостатка фантазии в Японии возникают такие трудноопределимые по назначению сооружения, ничего не предлагающие зрителю с точки зрения музея, а лишь подталкивающие к размышлению, созерцанию и внутренним открытиям. Рефлективная природа внутреннего мира японца и самобытные духовные традиции создают для этого более чем благоприятную почву. В конце концов, искусством является то, что хоть кто-то считает таковым.


Тема дня