Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |«Пятерочка» прокатится на «Карусели»


Москва | 17 февраля 2006 | Недвижимость

«Пятерочка» прокатится на «Карусели»

В пресс-службе сети «Пятерочка» сообщили, что оператор этой сети – голландская Pyaterochka Holding – намерен поглотить сеть гипермаркетов «Карусель». В компании не сообщают о сроках завершения сделки, но, по имеющейся информации, процесс поглощения может занять несколько месяцев.

По мнению экспертов, «Пятерочка» рассчитывает присоединением второго формата не только увеличить рыночную капитализацию сети: в ближайшее время акцент в развитии бизнеса компании будет сделан именно на гипермаркетах, так как ресурс бурного развития небольших магазинов компания уже исчерпала.

«Пятерочка» – крупнейшая по оборотам российская продуктовая розничная сеть, работающая в экономичном сегменте. На 31 декабря 2005 г. «Пятерочка» состояла из 751 магазина, из которых 425 – франчайзинговые. П

Первый гипермаркет «Карусель» был открыт в декабре 2004 г., а сегодня в Санкт-Петербурге и области работает 5 гипермаркетов и 1 в Нижнем Новгороде. В планах компании открыть в 2006 г. до 10 объектов в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области.

По собственным данным компании, оборот группы «Пятерочка» (вместе с «Каруселью» и франчайзи) в 2005 г. составил 2 млрд 180 млн долл. (в 2004 г. он несколько превышал 1,5 млрд долл.).

По прогнозам руководства компании, в 2006 г. совокупная выручка «Пятерочки» превысит 3 млрд долл. Розничная сеть «Пятерочка» принадлежит голландской Pyaterochka Holding Ltd., основные владельцы которой Андрей Рогачев, Александр Гирда, Игорь Видяев и Татьяна Франус. 30% акций компании было продано в ходе IPO на Лондонской бирже.

Оператором розничной сети «Карусель» является ООО «Русель», владельцем недвижимости – ООО «Кайзер». По словам Андрея Рогачева, основные владельцы этих компаний – те же лица, что и у «Пятерочки».

Вчера в сети «Пятерочка» сообщили, что компания нанимает инвестиционный банк для оценки проекта «Карусель» с целью поглощения.

Как сообщил RBC daily управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий, «присоединение «Карусели» ускорит темпы роста, даст компании дополнительные формат и долю рынка, которую «Карусель» планирует занять в течение 10 лет». Аналитик ИК «АТОН» Алексей Языков пока затрудняется оценить перспективы такой сделки и стоимость сети «Карусель» из-за отсутствия детальной финансовой информации.

Однако он считает, что подобная новость положительно скажется на котировках акций «Пятерочки». «Мы повторяем рекомендацию «покупать» акции «Пятерочки», их прогнозируемая цена, по нашим прогнозам, на конец 2006 г. – 20,5 долл. за акцию».

Руководство «Пятерочки» не разглашает подробностей деятельности «Карусели». Совладелец компании Андрей Рогачев сообщил лишь, что в 2006 г. без «Карусели» оборот сети «Пятерочка» будет на 500-700 млн долл. меньше, из чего можно заключить, что именно на такой оборот «Карусели» рассчитывают в будущем году ее владельцы. К тому времени сеть гипермаркетов может увеличиться на 8-10 объектов – в основном они откроются в Петербурге, но к концу 2006 г. «Карусель» может появиться и в Москве.

По мнению аналитика брокерского дома «Открытие» Натальи Мильчаковой, стоимость сети «Карусель», если планы компании в 2006 г. будут реализованы, составит порядка 1-1,5 млрд долл. Она считает, что капитализация всей «Пятерочки» в будущем году в результате может достичь 4 млрд долл.

Эксперты полагают, что в поглощении «Карусели», которое, безусловно, направлено на увеличение инвестиционной привлекательности «Пятерочки», есть и плюсы, и минусы.

«Плюсы в дифференциации форматов: увеличение выручки, расширение ассортимента товаров и привлечение благодаря этому новых покупателей», – отмечает Наталья Мильчакова. Минусы, по ее мнению, в высоких первоначальных затратах на строительство.

«Гипермаркет работает на больших торговых площадях (средняя торговая площадь гипермаркета сети «Карусель» может составлять от 12 до 30 кв. м), это требует больших затрат. А конкуренция в Санкт-Петербурге и Москве высока, поэтому вопрос о том, как быстро окупятся затраты и насколько эффективным окажется проект, остается открытым», – считает она.

По мнению Натальи Мильчаковой, для рынка GDR «Пятерочки» в краткосрочном аспекте новость о слиянии с «Каруселью» будет нейтральной.

А вот если компания по итогам 2006 г. покажет существенный рост выручки от гипермаркетов, это поможет ей преодолеть тенденции замедления темпов роста доходов, а в долгосрочной перспективе эта информация сможет повлиять на цены положительно.

«Теоретически слияние может повысить конкурентоспособность «Пятерочки» за счет дифференциации форматов. Практически – ничего не даст, так как формат дисконтных гипермаркетов в Санкт-Петербурге и так активно развивается, и «Пятерочке» надо будет привлекать новых клиентов за счет более удобного расположения, сильной рекламной кампании и таких «мелочей», как удобство расположения, парковки и т.д.», – резюмирует Наталья Мильчакова.

Участники рынка считают, что переход на мультиформат – тенденция времени, и не удивительно, что «Пятерочка» ей следует. «Наконец-то «Пятерочка» осознала, что на российских просторах быть моноформатной компанией не слишком оправдано.

Очевидно, она в ближайшее время сместит акцент в развитии с небольших магазинов на гипермаркеты. Это вполне оправдано, и, возможно, скоро крупных моноформатных операторов среди отечественных игроков не останется», – комментирует начальник отдела развития группы компаний «Виктория» Игорь Николаев.

На рынке высказывается мнение, что проект «Карусель» может стать приоритетным для «Пятерочки». «Проект был задуман давно и начал воплощаться еще несколько лет назад. Однако его развитие затормозилось – тогда был ресурс для развития сетей небольших магазинов, в том числе по франшизе», – рассказывает Игорь Николаев.

По его словам, сейчас «Пятерчока» столкнулась с тем, что в традиционном для нее формате расти столь бурными темпами уже сложно, а на мастер-франшизу желающих стало гораздо меньше: уже в прошлом году у «Пятерочки» не появилось ни одного франчайзингового дивизиона.

«Сейчас развитие крупноформатных сетей пойдет гораздо более быстрыми темпами: в каждом регионе уже есть по 3-4 местных сети небольшого формата, – добавляет г-н Николаев, – а ниша гипермаркетов пока не заполнена».

Елена Желобанова

 


Тема дня