Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Ритейлеры уже теснят нефтяников


Россия | 21 февраля 2006 | Недвижимость Власть

Ритейлеры уже теснят нефтяников

Европейский рынок супермаркетов на АЗС уже второе десятилетие переживает бум и с каждым годом привлекает новых крупных сетевых операторов. Более того, в последние годы появилась новая тенденция: розничные сети сами становятся бензозаправщиками и развивают собственные сети АЗС. Топливные гиганты уже жалуются на то, что ритейлеры с целью привлечения покупателей предлагают демпинговые цены на бензин. 

В отличие от развития технологий собственно ритейла, в области которых Россия «подтягивается» к западным стандартам, в формате «супермаркет на АЗС» до них еще далеко. В то время как в России успешный проект создания сети магазинов на заправках не осуществил еще ни один крупный ритейлер, в Европе, по сути, нет крупных сетей, которые не открывали бы точки на заправках. 

Только за прошлый год в Европе стартовало сразу несколько крупных проектов супермаркетов на АЗС. Так, французский Carrefour открыл 49 мини-супермаркетов под брэндом Proxi на бензозаправках BP. C октября 2005 года британская компания Marks & Spencer тестирует новый розничный формат— продовольственная сеть M&S Simply Food открыла свои магазины на восьми автозаправках BP Connect в Великобритании. 

В США идея совмещения на одной территории автозаправочных станций и супермаркетов не менее популярна, чем в Европе. Компания ExxonMobil открыла в США на своих автозаправочных станциях бутики On the Run, в которых помимо супермаркета есть и небольшие рестораны. 

Неудивительно, что крупные розничные сети выбирают в качестве партнеров крупные топливные компании с большими сетями АЗС. Сотрудничество заправщиков и ритейлеров уже привело к дополнительному усилению конкуренции среди заправщиков: небольшие АЗС утверждают, что альянсы между крупными сетями заправок и супермаркетами разрушают их бизнес.

В некоторых странах с этим пытаются бороться законодательным путем. Так, во Франции уже действует закон, по которому супермаркет, заключивший контракт с АЗС об открытии заправки на территории магазина, обязан выплачивать субсидии мелким операторам. Проекты аналогичных постановлений рассматриваются и в некоторых штатах США. 

В результате совмещение бензозаправочной станции и супермаркета на одной территории привело к тому, что в среднем более 50% прибыли европейской бензоколонки приходится на торговлю непрофильными товарами.

«Мировой опыт показывает, что большую часть прибыли бензоколонок приносит розничная продажа, а не торговля бензином. Проект BP Connect идентичен тому, что они делают по всему миру. Они сразу делали заявки на открытие таких точек при выходе на российский рынок»,— подтверждает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. 

Кстати, супермаркеты на бензозаправочных станциях привлекают даже не имеющих автомобилей покупателей — тем, что работают круглосуточно и расположены недалеко от дома. Особенно важно, что значительная часть таких супермаркетов работает в круглосуточном режиме и бывает открыта по воскресеньям, в отличие от остальных магазинов в Европе.

Так что открытие магазина на заправке— выгодная практика и для заправщика, и для ритейлера. «В Европе розничная точка на бензоколонке — некое конкурентное преимущество, тот, кто использует максимальное количество видов бизнеса, которые могут вписаться в формат бензоколонки, выигрывает»,— рассуждает Григорий Сергиенко. 

«А главное— в Европе уже есть культура потребления на бензоколонках, АЗС по максимуму используют то, что они работают в выходные»,— заключает он. 

Впрочем, и этого становится мало. В последнее время в Европе активное развитие получила другая тенденция: супермаркеты сами превращаются в операторов бензозаправочных станций. Постепенно на месте одиночных АЗС выстраиваются крупные центры, объединяющие супермаркеты, кафе и бары.

Под своими брэндами открывают АЗС Carrefour, E.Leclerc и другие сети гипермаркетов. Первую собственную сеть создал E.Leclerc в 1990 году. Carrefour уже владеет 24 автозаправочными станциями под собственным брэндом во Франции. В Великобритании стремительно расширяют свое присутствие на рынке горючего розничные сети Tesco и Asda.

По данным отраслевой ассоциации Petroleum Industry Association, сегодня в Великобритании доля супермаркетов в общем объеме сбыта горючего превышает 30%, тогда как в 1992 году этот показатель составлял 11%. В Испаниисупермаркеты контролируют 7% розничного топливного рынка. 

«В дальнейшем этот показатель должен существенно вырасти в связи со смягчением требований, касающихся продажи горючего»,— отмечает местное издание Datamonitor. 

В результате, в Европе между супермаркетами, контролирующими собственные сети АЗС, и крупными нефтяными компаниями разгорелась настоящая ценовая борьба. Дело в том, что у ритейлеров куда больше возможностей по привлечению покупателей: во-первых, они часто выставляют демпинговые цены на бензин, а во-вторых, привлекают автомобилистов промоакциями в магазинах.

Операторы автозаправок критикуют политику супермаркетов, предлагающих горючее на своих терминалах по сниженным ценам: в результате многим независимым поставщикам горючего приходится закрывать свои малоприбыльные терминалы. Так, в Великобритании в 2005 году было закрыто около 600 отдельных заправочных терминалов.

Даже такие крупные операторы как Total и BP вынуждены разрабатывать оригинальные решения и разнообразить предлагаемую продукцию на АЗС. Так, недавно Total подписал соглашение о сотрудничестве с кафетерием Cote Cafe, гастрономическим рестораном Ducs de Gascogne и Brioche Doree, а BP с сетью кондитерских Paul.  

 Ксения Гогитидзе, Наталья Бокарева, Семен Поливода


Тема дня