Castorama начала с Самары
На российском рынке начинает работу крупнейший европейский ритейлер формата DIY. 22 февраля в Самаре откроется первый магазин британской сети Castorama. Всего в этом году в нашей стране начнут работать 4-5 гипермаркетов компании.
Эксперты считают, что в России сегмент DIY пока не заполнен, и британская сеть имеет время на достаточно спокойное развитие. Однако уже присутствующие здесь западные ритейлеры этого сегмента имеют весьма амбициозные планы по развитию, и в результате через несколько лет у отечественных операторов может просто не получиться стать национальными игроками.
Сеть товаров DIY Castorama была приобретена британской компанией Kingfisher в 1998 г. Последняя владеет в общей сложности более 600 магазинами в десяти странах Европы и Азии.
Помимо Castorama, Kingfisher принадлежат розничные бренды B&Q, Brico Deport и Screwfix Direct. Совокупный оборот сетей Kingfisher в 2004 г. составил около 16 млрд долл. Castorama сейчас включает в себя порядка 100 объектов во Франции, Италии, Польше. Стандартная площадь магазина сети – порядка 10 тыс. кв. м.
Директор Castorama по связям с общественностью и развитию в России Андрей Медов сообщил RBC daily, что первый российский магазин компании откроется в Самаре 22 февраля. Общая площадь гипермаркета – 11,5 тыс. кв. м, торговая – 8,5 тыс. кв. м. Следующий магазин планируется открыть в апреле – начале мая в Санкт-Петербурге на пересечении Дальневосточного шоссе и ул. Коллонтай.
«В дальнейшем мы собираемся открыть еще один магазин в Санкт-Петербурге. Всего в 2006 г. начнут работать пять магазинов в России», – добавил он. Объем инвестиций в строительство каждого объекта в Castorama не разглашают, однако, по экспертным оценкам, он составляет порядка 12 млн долл.
По мнению ритейлеров, дебют Castorama в Самаре должен быть удачным – там никого из московских операторов DIY пока нет. Из столичных ритейлеров, торгующих товарами для дома, в Самаре присутствует только сеть «Старик Хоттабыч», однако, как признают в самой компании, товары DIY – лишь часть их ассортимента.
Местный крупный магазин «Джинстрой», а также несколько средних и мелких магазинов вряд ли составят британской компании конкуренцию. «Самара очень ждет Castorama, так как спрос на подобного рода магазины и товары есть: в этом городе много нового строительства, покупательская способность достаточно высокая», – прокомментировал RBC daily ситуацию один из местных ритейлеров.
В продуктовой сети «Патэрсон», также присутствующей в этом городе, RBC daily сообщили, что Самара и Тольятти – интересные и открытые города. «Уровень и скорость развития этих городов выше многих других в российских регионах. Мы ставим Самару и Тольятти на третье место по привлекательности после Москвы и Санкт-Петербурга», – добавляет пресс-секретарь сети «Патэрсон» Надежда Сенюк.
В других же регионах, по признанию экспертов, развитие Castorama будет зависеть от того, насколько успешно компания наладит связи с местными чиновниками.
«В Москве получить участок под строительство достаточно сложно, а вот крупные региональные города как раз сильно желают привлечь крупного ритейлера», – говорит директор отдела торговых помещений Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis Джефф Кершо.
Представитель компании Penny Lane Realty Тимофей Фомин добавляет, что многое будет зависеть от успеха первых проектов Castorama, так как лояльность местных администраций напрямую связано с именем компании на рынке.
Джефф Кершо также считает спецификой развития бизнеса в России политические риски и импортную пошлину (что, по его словам, существенно для многих крупных ритейлеров), а также Земляной кодекс, в котором много неясностей.
В Санкт-Петербурге, например, Castorama как один из способов обойти сложности с получением земли испробовала союз с местным ритейлом – заключила договор с «Лентой» о строительстве гипермаркета рядом с комплексом этой сети.
Джефф Кершо считает, что расположение двух разных форматов торговли (гипермаркет и магазин бытовых и строительных товаров) всегда приводит к успеху, так как привлекает гораздо большее количество покупателей, поэтому такая схема развития может очень успешной. Однако Андрей Медов утверждает, что это недолгосрочный союз.
«Сотрудничество с «Лентой» – не стратегическое решение. Пока мне трудно комментировать преимущества таких союзов, как, например, союз IKEA и Auchan в России. Мы планируем получать лучшие участки из предложенных, стратегическое сотрудничество пока не входит в наши планы», – сообщил он.
Какой широты присутствия Castorama планирует достичь в России, в компании не говорят.
«Все будет зависеть от успеха первых магазинов, – сообщил Андрей Медов. – Но в мире мы занимаем лидирующие позиции на рынках присутствия, и в России также на это рассчитываем – за 3-5 или 7 лет». По мнению генерального директора компании «Старик Хоттабыч» Марка Эшвэна, пока конкуренция в DIY очень слаба: в нашей стране работают три магазина Leroy Merlin, 3-4 магазина OBI.
«Сейчас большая часть продаж приходится на строительные рынки. Очевидным является тот факт, что в последующие годы будет развиваться сегмент DIY в ущерб строительным рынкам», – сказал он RBC daily.
По словам Андрея Медова, Castorama по многим показателям опережает своих основных конкурентов OBI и Leroy Merlin на Западе. Эти же компании станут главными конкурентами Castorama в России. Из отечественных игроков рынка DIY сильной компанией г-н Медов считает петербургскую сеть «Максидом», но она пока представлена только в своем регионе.
Развитие в России OBI, Leroy Merlin и Castorama может привести к тому, что у пока не проявляющих активность российских сетей DIY уже не будет возможности стать крупными национальными игроками. По мнению ритейлеров, Castorama в будущем может претендовать на первую или вторую позицию на российском рынке, а вторыми также станут иностранцы.
«На мой взгляд, слишком рано говорить о том, кто станет лидером, – Leroy Merlin или Castorama. Это две компании, которые, скорее всего, будут самими динамичными», – считает Марк Эшвэн.
Елена Желобанова