$100 млн на боулинг
В российской индустрии развлечений готовится новый крупный проект: производитель оборудования VIA Bowling заявил о планах создания сети боулинг-клубов под брэндом «Сити боулинг». Инвестиции в проект составят $100 млн. Участники рынка отмечают, что инвестиции адекватны, и все же сомневаются в успехе проекта.
О планах VIA Bowling по созданию сети боулинг-центров «Бизнесу» рассказал гендиректор российского представительства компании Андрей Шмырин. По его словам, в ближайшие два года компания собирается вложить в сеть под брэндом «Сити боулинг» $100 млн. За два года VIA собирается открыть около 60 боулинг-центров площадью 1,5–2,5 тыс. кв. м.
Клубы будут располагаться в торговых центрах. Первые две точки в Подмосковье и Петербурге уже готовятся к открытию.
Контрольный пакет VIA Bowling принадлежит одноименной китайской компании, которая входит в структуру многопрофильного холдинга Zhonglu Group. Ранее VIA занимался в России поставками оборудования и аутсорсингом по открытию клубов и управлению ими. «Решение о создании собственной сети было принято на фоне роста рынка развлекательных центров»,— поясняет Андрей Шмырин.
VIA — уже второй игрок за последние полгода, который заявляет о намерении инвестировать серьезные средства в боулинг: в конце прошлого года те же $100 млн обещал вложить в свою сеть владелец «Космика» Владимир Анненков. По разным оценкам, объем российского рынка боулинга оценивается в $150–200 млн.
«Новый игрок имеет шансы занять сильные позиции: возможность закупать оборудование по льготным ценам снижает издержки, а инвестиции в проект оценены реально»,— говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков.
Конкуренты VIA, напротив, не считают, что проект будет успешным. Директор по стратегическому развитию российского представительства Brunswick (один из крупнейших западных производителей оборудования для боулинга) Алексей Лазутин считает, что формат центров VIA выбран неверно: «Развлекательные центры с такой площадью вряд ли заинтересуют операторов ТЦ с коммерческой точки зрения».
«Действительно, наши исследования показали, что ТЦ с такой площадью могут быть рентабельными только в городах с населением меньше 50 тыс.»,— соглашается Анненков. Он также отмечает, что оборудование VIA вряд ли подойдет для крупного боулинг-клуба в ТЦ, оно скорее подходит для небольших точек.
Петр Мироненко