«Фуд–мастер» собирает стройматериалы в «Большой Медведице»
«Фуд–мастер» решил помимо ресторанного бизнеса заняться ритейлом. Новосибирская компания вложила $50 млн в строительство на базе одного из цехов завода «Экран» торгово–выставочного комплекса (ТВК) строительной направленности «Большая Медведица», открыть который планируется летом. Основу ТВК составят не крупные мультибрендовые магазины, чему отдают предпочтение аналогичные центры, а торговые точки и стенды поставщиков и производителей. Некоторые участники рынка считают, что «Фуд–мастер» сильно рискует: он может столкнуться с нехваткой арендаторов.
Оперативным управлением «Большой Медведицей» занимается управляющая компания ООО ТВК. Как рассказал «Ъ» маркетолог ТВК Дмитрий Кувшинов, общая торговая площадь «Большой Медведицы» превысит 80 тыс. кв. м. В отличие от привычного формата крупных магазинов, торгующих одновременно товарами большого числа поставщиков и самостоятельно формирующих ассортимент, в ТВК арендаторами станут сами производители стройматериалов, их региональные партнеры и официальные дистрибуторы. По мнению господина Кувшинова, это, с одной стороны, позволит обеспечить максимальный ассортимент, а с другой — удерживать достаточно низкие цены. Маркетолог «Большой Медведицы» обещает выбор из 300 тыс. наименований. Помимо строительных и отделочных материалов будут представлены товары для дома, интерьера, дизайна, посуда, мебель, бытовая и оргтехника. Господин Кувшинов не исключил, что эти сопутствующие направления в ТВК будут представлять крупные сетевые магазины. В том числе и тех операторов, которые еще не присутствуют пока на сибирском рынке. Главной особенностью ТВК станут представительства интерьер–студий, строительных бригад, транспортных, снабженческих и логистических компаний. Минимальный размер арендной платы в ТВК — 600 руб. за один кв. метр в месяц.
Директор компании «Фарт– Плюс» (оптово–розничная торговля обоями) Евгений Смирнов, который уже принял решение об открытии в «Большой Медведице» магазина, считает концепцию ТВК правильной и привлекательной для поставщиков и производителей. «В отличие от пищевых продуктов, качество которых потребители могут оценивать сами каждый день, стройматериалы приобретаются довольно редко, — говорит он, — и здесь очень важно умение рассказать о всех достоинствах и нюансах товара. В больших магазинах продавец просто не в состоянии быть в курсе всего ассортимента». По его мнению, человек, который задумал серьезный ремонт, обязательно приедет в комплекс, где будет самый широкий выбор нужных ему товаров.
Гендиректор компании «Кнауф–Маркетинг Новосибирск» Владимир Абрахин сказал, что его компания вряд ли напрямую сможет принять участие в работе комплекса. «Мы поставляем нашу продукцию только через дилеров, которые и продают ее конечным потребителям», — пояснил он.
Но этот оптимизм разделяют не все участники рынка. Руководитель маркетингового отдела крупнейшей компании региона по торговле строительными материалами и товарами для дома — холдинга «Домоцентр» (21 магазин сети «Практик», «Домоцентр», «Абрис», «Стройкин») Олег Прикота отметил, что одной из главных проблем ТВК может стать поиск большого числа арендаторов: «Концепция магазина–ярмарки с «тысячью арендаторами» выглядит неактуальной, подобные торговые объекты изживают себя — об этом говорит опыт западной части России». По его мнению, ориентация исключительно на производителей представляется надуманной, поскольку «в Новосибирске таких едва наберется два десятка». Сам «Домоцентр» в этом году планирует открыть три крупноформатных магазина общей площадью более 9000 кв. м. Предполагается открытие и франчайзинговых магазинов.
Директор агентства RID Analytics (занимается исследованиями недвижимости) Елена Ермолаева считает подход, выбранный руководством «Большой Медведицы», рискованным, поскольку мировой опыт говорит, что при открытии такого рода объектов обойтись без якорных арендаторов и досуговых элементов практически невозможно. Госпожа Ермолаева отмечает и гигантский совокупный объем продаж, который должны иметь арендаторы ТВК, для того чтобы торговля на предлагаемых условиях была эффективной. В «Большой Медведице», по ее оценке, должно продаваться строительных товаров на $300 млн в год. Совокупный объем рынка стройматериалов Новосибирска в 2005 году составил, по данным «Домоцентра», порядка $700 млн, и прирост его на 2006 год ожидается, по самым оптимистическим прогнозам, на уровне 20%. Таким образом, «Большая Медведица» планирует занять около 35% всего рынка.
«Подобные центры сопоставимого масштаба существуют в Москве, — отмечает руководитель отдела исследований розничного рынка московской компании Noble Gibbons Нина Новикова, — но собрать арендаторов для 1000 мелких магазинов — гигантская задача». В ближайшие годы, отмечает госпожа Новикова, в Новосибирск, скорее всего, придут крупнейшие западные гипермаркеты стройматериалов и изменят соотношение сил на рынке, но при должном качестве самого объекта недвижимости владельцы смогут перепрофилировать свой комплекс и адаптировать его к потребностям завтрашнего дня.
СТАНИСЛАВ СОКОЛОВ
Оперативным управлением «Большой Медведицей» занимается управляющая компания ООО ТВК. Как рассказал «Ъ» маркетолог ТВК Дмитрий Кувшинов, общая торговая площадь «Большой Медведицы» превысит 80 тыс. кв. м. В отличие от привычного формата крупных магазинов, торгующих одновременно товарами большого числа поставщиков и самостоятельно формирующих ассортимент, в ТВК арендаторами станут сами производители стройматериалов, их региональные партнеры и официальные дистрибуторы. По мнению господина Кувшинова, это, с одной стороны, позволит обеспечить максимальный ассортимент, а с другой — удерживать достаточно низкие цены. Маркетолог «Большой Медведицы» обещает выбор из 300 тыс. наименований. Помимо строительных и отделочных материалов будут представлены товары для дома, интерьера, дизайна, посуда, мебель, бытовая и оргтехника. Господин Кувшинов не исключил, что эти сопутствующие направления в ТВК будут представлять крупные сетевые магазины. В том числе и тех операторов, которые еще не присутствуют пока на сибирском рынке. Главной особенностью ТВК станут представительства интерьер–студий, строительных бригад, транспортных, снабженческих и логистических компаний. Минимальный размер арендной платы в ТВК — 600 руб. за один кв. метр в месяц.
Директор компании «Фарт– Плюс» (оптово–розничная торговля обоями) Евгений Смирнов, который уже принял решение об открытии в «Большой Медведице» магазина, считает концепцию ТВК правильной и привлекательной для поставщиков и производителей. «В отличие от пищевых продуктов, качество которых потребители могут оценивать сами каждый день, стройматериалы приобретаются довольно редко, — говорит он, — и здесь очень важно умение рассказать о всех достоинствах и нюансах товара. В больших магазинах продавец просто не в состоянии быть в курсе всего ассортимента». По его мнению, человек, который задумал серьезный ремонт, обязательно приедет в комплекс, где будет самый широкий выбор нужных ему товаров.
Гендиректор компании «Кнауф–Маркетинг Новосибирск» Владимир Абрахин сказал, что его компания вряд ли напрямую сможет принять участие в работе комплекса. «Мы поставляем нашу продукцию только через дилеров, которые и продают ее конечным потребителям», — пояснил он.
Но этот оптимизм разделяют не все участники рынка. Руководитель маркетингового отдела крупнейшей компании региона по торговле строительными материалами и товарами для дома — холдинга «Домоцентр» (21 магазин сети «Практик», «Домоцентр», «Абрис», «Стройкин») Олег Прикота отметил, что одной из главных проблем ТВК может стать поиск большого числа арендаторов: «Концепция магазина–ярмарки с «тысячью арендаторами» выглядит неактуальной, подобные торговые объекты изживают себя — об этом говорит опыт западной части России». По его мнению, ориентация исключительно на производителей представляется надуманной, поскольку «в Новосибирске таких едва наберется два десятка». Сам «Домоцентр» в этом году планирует открыть три крупноформатных магазина общей площадью более 9000 кв. м. Предполагается открытие и франчайзинговых магазинов.
Директор агентства RID Analytics (занимается исследованиями недвижимости) Елена Ермолаева считает подход, выбранный руководством «Большой Медведицы», рискованным, поскольку мировой опыт говорит, что при открытии такого рода объектов обойтись без якорных арендаторов и досуговых элементов практически невозможно. Госпожа Ермолаева отмечает и гигантский совокупный объем продаж, который должны иметь арендаторы ТВК, для того чтобы торговля на предлагаемых условиях была эффективной. В «Большой Медведице», по ее оценке, должно продаваться строительных товаров на $300 млн в год. Совокупный объем рынка стройматериалов Новосибирска в 2005 году составил, по данным «Домоцентра», порядка $700 млн, и прирост его на 2006 год ожидается, по самым оптимистическим прогнозам, на уровне 20%. Таким образом, «Большая Медведица» планирует занять около 35% всего рынка.
«Подобные центры сопоставимого масштаба существуют в Москве, — отмечает руководитель отдела исследований розничного рынка московской компании Noble Gibbons Нина Новикова, — но собрать арендаторов для 1000 мелких магазинов — гигантская задача». В ближайшие годы, отмечает госпожа Новикова, в Новосибирск, скорее всего, придут крупнейшие западные гипермаркеты стройматериалов и изменят соотношение сил на рынке, но при должном качестве самого объекта недвижимости владельцы смогут перепрофилировать свой комплекс и адаптировать его к потребностям завтрашнего дня.
СТАНИСЛАВ СОКОЛОВ