Самое «яркое» о свете
Освещение — один из элементов интерьера, способных в миг преобразить любое, даже самое обычное помещение. Сегодня, с появлением концептуального подхода к свету, светильникам недостаточно просто быть классическими или хай-тековскими, нужна какая-то дизайнерская идея. В этом номере мы расскажем о моделях, которые вы можете приобрести в Новосибирске.
КЛАССИКА И НЕОКЛАССИКА
Как отмечают дизайнеры, заказчики, несколько устав от хай-тека и минимализма, снова возвращаются к роскошной классике, гламурным вещам. Увеличение площади жилых пространств привело к возрождению огромных по размеру, «дворцовых» люстр из хрусталя, муранского стекла. Для люстр в стиле графских охотничьих замков чаще всего используется бронзовое литье или кованое железо. Вариации на тему металла — самые разные: состаренное золото, ржавое железо, медь, бронза, латунь, серебро, хром, никель, патина. Сегодня классике ничто не чуждо. Многорожковые конструкции, благородный металл, изящество стеклянных плафонов и хрустальных подвесок — все это черты неоклассического стиля. Блеск хрома, переливы хрусталя Сваровски, плавность форм дополнят любой роскошный интерьер.
Много новых идей появляется у производителей и дизайнеров при работе со стеклом. В частности популярным сегодня становится черный цвет, ему отдал предпочтение сам Филипп Старк. Для создания его люстры был специально изготовлен черный хрусталь.
Актуален сегодня и восточный стиль. В Новосибирске он представлен двумя итальянскими фабриками. Светильники могут быть выполнены из тонкого муранского стекла или натурального шелка. И в том, и в другом случае на ярком основном фоне повторяются узоры турецких и персидских тканей XVI-XVII веков, используются национальные восточные формы светильников. Некоторые модели дополнены кистями.
Не теряют свой популярности и светильники в стиле кантри, хотя их формы не столь богаты и ажурны в сравнении с предыдущими представителями классического света.
Сегодня на новосибирском рынке представлены изделия австрийских, итальянских, испанских, бельгийских, чешских и российских производителей.
Большая часть моделей продается по каталогам, однако некоторые производители предлагают возможность изготовления классической люстры по вашему эскизу. При этом люстра с напылением драгоценного металла обойдется вам в среднем в три-четыре раза дороже. Следует учитывать и тот факт, что увеличение размера светильника будет в геометрической прогрессии отражаться на его стоимости. Чем больше люстра и дороже напыление, тем выше должно быть содержание в хрустале оксида свинца, который сделает стекло плотнее, а игру лучей света — изящнее. Ведь вы не хотите, чтобы ваша люстра стала похожа, например, на золотой граненый стакан?!
ХАЙ-ТЕК
Часто люстры отличаются небольшой световой мощностью, но это не доставляет сегодня особых проблем. Люстра может нести строго эстетическую нагрузку, в то время как роль основного или вспомогательного освещения в
интерьере начинают «играть» различные встроенные или накладные точечные светильники. Последние имеют направленный свет, и их можно использовать с целью акцентирования внимания на отдельных элементах интерьера (картинах, декорированной стене, статуэтках и даже красивом диване).
Собственно стиль хай-тек подразумевает использование прямых линий, правильной геометрии и хромированного или никелированного металла, иногда — дерева. Как
отмечают производители, популярным в этом направлении становится также применение оригинальных пластичных форм из матового стекла с интересным «естественным» рисунком, в том числе ручной работы.
Сегодня производителям качественной осветительной техники недостаточно простого свечения ламп: все активнее в сферу интерьерного света проникает теория
цветотерапии — лечения цветом. Вы можете приобрести встроенные светильники квадратной или круглой формы, которые запрограммированы на то, чтобы постепенно изменять цвет. Другие светильники снабжены цветофильтром, изменяя цвет которого, человек может «создавать» собственное настроение. Одна из итальянских фабрик даже сопровождает свои светильники рецептами лечения цветом.
Простые, на первый взгляд, формы позволяют в то же время активно играть с освещением. Современные светодиодные светильники совершенно не боятся воды, их можно устанавливать в любой плоскости помещения. С помощью квадратных, вытянутых, прямоугольных моделей вы можете высветить углы, потолки, переходы, стык плоскостей. Или просто подчеркнуть рисунок стены.
Популярный современный вариант освещения, пришедший в частный интерьер из общественного пространства, — токовые шины, или растяжки гибкой металлической ленты. Чаще всего шинные системы представлены в виде конструктора, когда из набора комплектующих вы можете самостоятельно собрать светильник по вкусу, комбинируя источники рассеянного и направленного света. Ведь если обычные люстры устанавливаются стационарно, то в данном случае все навесные лампы вы можете передвигать по шине, изменяя тем самым тип освещения. Для частных интерьеров чаще всего используются гнутые модели с позолотой или серебрением, «оплетающие» стену или потолок по типу вьюна.
Что касается общественных интерьеров, здесь более популярна трековая система, которая в отличие от шинного варианта обладает более высокой мощностью: большой по территории магазин можно осветить всего одним треком. Еще один вариант для магазинов — использование металлогалогенных светильников, обладающих хорошей цветопередачей и низким энергопотреблением. Для более ограниченных, офисных пространств применяются встроенные светильники, направляющие световой поток вниз (так называемые downlight), с компактными люминесцентными лампами.
Один нюанс: подобная система освещения требует обязательного наличия подвесного потолка.
СОВРЕМЕННО И ОРИГИНАЛЬНО
Мы уже немного говорили о концептуальном подходе к светильникам. Правда, больше касались их функциональных свойств. Однако сегодня все большую популярность приобретает также игра форм и материалов — это касается не только домашнего, но и общественного освещения.
Так, например, в Италии сейчас очень популярно использование в барах светильников с корпусом черного цвета. Направленные лучи подобных источников света позволяют добиваться в помещении эффекта полумрака.
Даже для линии технического света сегодня характерно появление интересных и необычных деталей. Будь то выполнение плафона светильника из цветного стекла или же «обшивка» его натуральным мехом.
Большую популярность приобрели модульные системы, когда из привычных прямоугольных коробов можно самостоятельно собрать светильник — в форме звезды,
треугольника, цветка и т. п.
Высокая эргономичность современных поворотных систем позволила им найти свое применение не только в офисном, но и в домашнем освещении. Благодаря возможности регулировать направление света, вы, к примеру, можете читать книгу в темной комнате, и в тоже время совершенно не мешать тому, кто спит или смотрит телевизор.
Что касается интерьерных источников света в целом — их выбор сегодня очень богат.
Так, с целью экономии электроэнергии итальянцы изобрели светильник, работающий от внешнего освещения. Как только луч солнца или прожектора попадает на лампу, она начинает вращаться, при этом цвет свечения напрямую зависит от угла ее поворота.
Современные технологии позволили также создать светильник, способный «привнести» в абсолютно замкнутое и темное помещение солнечные «лучи». Искусственный свет лампы в данной модели совмещен с подсветкой, которая «подпитывается» по оптоволокну естественным светом, поступающим от уличных уловителей.
Вам больше по душе свет, как бы струящийся из ниоткуда? Обратите внимание на разработку бельгийцев — проекционный светильник, который позволяет проецировать на поверхность какое-либо изображение. Звездное небо, пальмы, если вам хочется поскорее начать пляжный сезон, логотип компании или даже имя любимой — при желании вы можете легко изменить не только «картинку», но и цвет подсветки, просто заменив цветофильтр.
А как насчет звездного неба в спальне или гостиной? Использование современных технологий позволяет не только создать картину из цветных точек, но и заставить эти точки, мерцая, изменять насыщенность и оттенок света.
Итальянцы даже предлагают использовать для «звездного неба» хрусталь Сваровски.
А если хочется, чтобы свет «отзывался» на ваше прикосновение? Своего рода маленьким домашним другом может стать так называемый «живой» сенсорный светильник, чей ободок реагирует на касание. Яркость свечения зависит от продолжительности прикосновения.
Ну а свечение, например, цветка из люм-ткани напрямую обусловлено тем, включен ли источник питания в розетку.
Возвращаясь к теме о формах и материалах хотелось бы немного сказать о новинках от дизайнеров с мировым именем.
Так, например, немецкий дизайнер Инго Маурер в своих работах использует или самые дорогие материалы, применяемые для светильников, или материалы ну никак не
сочетающиеся со светом в обыденном его понимании.
В первом случае это может быть тончайшая папирусная бумага с нанесением серебра или золота, которая создает эффект «парения» и отражения света. Во втором — разбитая посуда. К слову сказать, подобная люстра собирается на месте лично автором. Светильник также может быть выполнен из бутылочек кампари и даже банки из-под томатной пасты.
Оригинальной может быть не только форма, но и ее отсутствие. Люстра с эффектом голлографии заставляет нас видеть огромную лампочку в абажуре, хотя на самом деле лампа, как источник света, находится вне абажура. Этим созданием Инго Маурер словно отдает дань великому Эдисону.
Что же касается голограмм. Еще один вариант — светящиеся бра с покрытием, создающим многоголографический эффект: изменяя свое положение по отношению к светильнику, человек видит разные цветные оттенки, на первый взгляд, совершенно белого плафона.
Все более популярной становится «природная» тема в двух вариантах — растительном и морском. К теме водного пространства можно отнести, например, огромную гелевую «медузу» на металлокаркасе со встроенным продольным оптоволокном, постепенно меняющую свои оттенки.
Если говорить о персоналиях, наиболее широко «морское» направление представлено в работах израильского дизайнера Айалы Серфатти — серия «Aquacreations».
Растительная тема нашла свое отражение в люстре в форме куста роз, а также «бамбуковом» папирусе со светящимися кончиками, выполненном из меди.
Многие производители сегодня начали уделять особое внимание детям, разработав серии светильников для детской комнаты. В форме персонажей мультфильмов — пчел, гусениц, клоунов, вертолетов, — которые не только светятся, но и поют. Также специально для детских комнат применяются лампочки без бликов: на них можно долго смотреть в упор, не рискуя заполучить потом пятиминутный «звездопад» перед глазами.
Каких только форм ни находят современные производители для своих световых объектов — это и летающие тарелки, и сумки, и маски, и зонты. Даже привычную люстру фабрика-производитель по заказу может «украсить» какими-то деталями, например, разместить в прозрачном стекле разного цвета проводки или украшения.
В Новосибирске вы также можете заказать своего рода витраж с подсветкой, выполненный из цветного стекла. Соединение стеклянных фрагментов в таком светильнике выполняется с помощью простой склейки, или с применением технологии паяного витража, в том числе с полосками бронзы, литья из латуни и т. п.
Автор: Наталья Шестакова