Итальянские сады
Наряду с такими понятиями как французский сад и английский сад, хорошо известными как профессионалам, так и любителям ландшафтного дизайна, хочется напомнить о существовании итальянского сада, со своими специфическими формами и приемами. По времени возникновения – в эпоху Ренессанса – итальянский сад даже старше французского и английского. На первый взгляд, затронутая тема может показаться слишком далекой от практики русского сада. Иное географическое положение, иной климат, традиции... Но многое из итальянского культурного наследия воспринято в России, приспособлено к нашим условиям, и это тоже своего рода традиция.
Вспомним: “Москва – третий Рим”, – с гордостью было провозглашено во времена правления Ивана III. Тогда, в конце XV – начале XVI века, итальянцы Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и Бон Фрязин внесли свой вклад в древнерусское художественное наследие. Произошло соприкосновение русского искусства с идеалами итальянского Ренессанса. А позднее, в XVIII и XIX веках, традиции барокко и классицизма прочно вошли в русскую практику вместе с творчеством Микетти и Ринальди, отца и сына Растрелли, Кваренги, Гонзаго и других итальянских мастеров, приезжавших в Россию и отдававших ей свой талант.
Итальянское влияние несомненно различимо в таких садово-парковых ансамблях как Петергоф и Павловск, Царское село и Архангельское, как, впрочем, и во многих садах и парках Европы.
И сегодня в ландшафтном дизайне возможно использование приемов, позволяющих говорить об итальянских чертах, или итальянском акценте (мне лично очень нравится именно это словосочетание – С.В.), в нашем русском саду. Среди работ последнего времени, выполненных различными дизайнерами и компаниями, нетрудно найти подобные примеры, что свидетельствует об актуальности итальянской темы.
Каковы же черты итальянского сада? И как сделать русский сад похожим на итальянский? Конечно, можно задать и встречный вопрос: “Зачем?” Ответов может быть множество. В каждом конкретном случае использования в дизайне тех или иных мотивов – японских, или английских, или каких-то других – причины всегда субъективны. Наиболее общий ответ: “Из любви к искусству!” В нашем случае, это может быть: “Из любви к Италии!”, недаром она во все времена была Меккой для художников.
Итальянский сад, как и более поздний французский, имеет регулярную планировку, но, в отличие от французского, располагается ступенями на более сложном рельефе холмов и предгорий. Вспомним Рим, раскинувшийся на семи холмах. При недостаточном перепаде высот в нашем саду рельеф можно организовать с помощью искусственно насыпанных террас и подпорных стенок. Подпорные стенки желательно сложить из камня. Обилие камня – еще одна отличительная особенность итальянского сада. Из камня строили дворец (или замок, главный дом), из камня выполнялась и ограда, а также многочисленные малые архитектурные формы: павильоны в парке, гроты, каскады и фонтаны, лестницы и пандусы для соединения террас, находящихся на разных уровнях, парапеты, балюстрады и т.д. Каменными были декоративные (и функциональные) элементы: отдельные статуи и целые скульптурные группы, вазоны, скамьи. Мощение отдельных площадок, а также аллей и дорожек выполнялось опять же из камня. Из всего перечисленного выше вытекает еще одно, на мой взгляд, очень интересное свойство итальянского (а прежде античного римского) сада – это звук! Журчание воды, бегущей по каменному ложу, падающей со ступени на ступень, или плеск струй фонтанов, разбивающих гладкую поверхность водоемов, даже звук шагов, гулко раздающихся в пространстве, изобилующем камнем.
Имеет значение и цвет. В итальянском саду преобладающим является темно-зеленый цвет вечнозеленых растений – пиний, самшита, лавра и других. Он великолепно сочетается с разнообразными оттенками камня – бежевым, серым, золотистым, розовым. Добавим к этому цвет стволов деревьев и кустарников, а также вкрапление различных нюансов зеленого, например, очень характерен серебристый оттенок, присущий листве оливковых деревьев. Дополним картину яркими пятнами цветущих растений, особенно в весенний период. Миндаль, цитрусовые, магнолии, рододендроны, наконец, розы, так любимые и в наших садах, привносят в сад не только нарядный колорит, но и аромат. Выведенные сегодня новые сорта названных растений (кроме, пожалуй, магнолии) вполне пригодны к использованию в нашем климате, а цитрусовые растения даже итальянцы предпочитают выращивать в кадках, что позволит защитить их от зимних морозов переносом в теплое помещение. Изысканный серебристый оттенок достижим в нашем саду при посадке лоха серебристого.
Следует отметить и топиарное искусство, столь распространенное в итальянских и французских садах. Но в Италии прием искусственного формирования крон появился значительно раньше, чем во Франции, упоминания об этом обнаружены в древнеримских письменных источниках. В наших условиях возможно использование фигурной стрижки. Существуют быстрорастущие формы хвойных, а также лиственных деревьев и кустарников, хорошо переносящих стрижку. К подобным относятся некоторые сорта туи, ель обыкновенная, из лиственных – барбарис, дерен, сорта спиреи и другие.
Конечно, итальянским садам присущ значительный масштаб, сначала порожденный императорским Римом, а затем подхваченный в эпоху Ренессанса, прославлявшую Человека и Творческий Гений. Но, поверьте, дух итальянского сада может быть передан и на четырех или шести сотках.
Софья Веселова