Электропогрузчик как зеркало мировой экономики
В России и государствах СНГ вилочные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания более популярны, чем их аналоги с электроприводом. Однако так дело обстоит далеко не везде. В последнее десятилетие во многих странах, особенно европейских, резко ужесточились требования к улучшению условий работы людей с автотранспортной техникой, например, в отношении уровней шума и вибрации, содержания выхлопных газов, запаха. Огромной проблемой во всем мире стало и загрязнение окружающей среды, связанное с увеличением количества транспортных средств. Эффективно решить эти вопросы позволяют машины с электрическим приводом, альтернативы которым в целом ряде областей, например, при производстве и хранении пищевых продуктов, лекарств, в помещениях с повышенной пожаро- и взрывоопасностью, не существует. Немаловажный фактор – количество энергии, потребляемой двигателем погрузчика. В последние годы наблюдается значительный рост цен на энергоносители на основе нефти, что все больше склоняет выбор потребителя в пользу электропогрузчика. Целый ряд неоспоримых преимуществ этого типа техники можно выявить при более подробном рассмотрении особенностей ее работы.
Шумы
Величина шума на расстоянии 10 м от работающего бензинового (дизельного) автопогрузчика составляет 90 фонов. Это соответствует уровню шума в машинном отделении, при котором трудно даже разговаривать. При работе аккумуляторного погрузчика он снижается до 60 фонов, что соответствует тишине на уровне обычного рабочего отделения.
Отработавшие газы и запах
В отработавших газах бензинового автопогрузчика содержатся углекислый газ СО2, угарный газ СО, углеводород НС, оксид азота NO2, оксид серы SO4 и другие вредные компоненты. В особенности вреден угарный газ, который оказывает неблагоприятное воздействие на человека, а при определенной концентрации возможен смертельный исход.
При использовании на складе бензиновых автопогрузчиков выхлопные газы и запах накапливаются в помещении, отравляя воздух. В таких случаях согласно Правилам безопасности и гигиены требуется проводить периодическую принудительную вентиляцию, что возможно далеко не везде. Кроме того, струя выхлопных газов поднимает пыль, что дополнительно загрязняет воздух в помещениях. При работе четырехтактного дизельного двигателя рабочим объемом 3000 см3 с частотой вращения 1500 мин-1 объем выхлопных газов составляет 4500 л в минуту, причем на долю СО в них приходится 0,9...1,35 л. За час в помещение выбрасывается 54...81 л угарного газа, за 8 ч – 430...650 л. Если погрузчик работает в замкнутом пространстве, концентрация СО становится довольно высокой.
Аккумуляторный погрузчик не загрязняет окружающую среду, а значит, оптимален для работы в закрытом помещении или в недостаточно хорошо проветриваемых местах открытых площадок.
Применение на замораживающих и холодильных складах
Сейчас все больше магазинов оборудуются холодильными установками, растет число замораживающих и холодильных складов, предназначенных в основном для хранения и переработки пищевых продуктов – мяса, рыбы, молока. Их рабочие помещения полностью герметизированы, а потому исключено применение бензиновых или дизельных автопогрузчиков, которые активно генерируют выхлопные газы и запах и являются источниками тепла.
Примерно такая же ситуация на предприятиях и складах фармацевтических и лекарственных препаратов. Проблему в таких случаях решают, используя аккумуляторные автопогрузчики. В настоящее время многие производители уже серийно выпускают разные модели аккумуляторных автопогрузчиков в спецификациях для холодильных складов не только с обычной для них температурой до –25 °С , но и для работы в условиях глубокой заморозки продуктов (–45...–55 °С).
Сравнение расходов энергии
Суточные затраты на энергоноситель у аккумуляторного автопогрузчика приблизительно равны 0,1 аналогичных затрат у бензинового автопогрузчика. Такое же сравнение можно провести и для дизельных погрузчиков, работающих в разных режимах.
Суточные затраты на электроэнергию для аккумуляторного погрузчика в России составляют приблизительно 0,1 затрат на топливо для дизельного автопогрузчика. Надо учитывать и то, что расход топлива в двигателе внутреннего сгорания с течением времени только увеличивается, а мощность, потребляемая на зарядку батареи, остается постоянной. Кроме того, срок службы современных аккумуляторов, которыми комплектуют электропогрузчики, при правильной эксплуатации составляет 8...10 лет.
Таким образом, в течение всего срока службы погрузчик с электроприводом не потребует каких-либо дополнительных затрат по сравнению с дизельным или бензиновым погрузчиком, кроме расходов на ТО и текущий ремонт. Более того, некоторые последние модели электропогрузчиков с питанием от аккумуляторов напряжением 72 В могут практически непрерывно эксплуатироваться от одной подзарядки (с часовой подзарядкой в обеденный перерыв) до 22 ч, т. е. вполне пригодны для двухсменной работы и не требуют приобретения дополнительной батареи.
А. Пашков