Каждый второй рунетчик отоваривается в Сети
Согласно ряду интернет-опросов, каждый второй российский пользователь интернета предпочитает онлайн-шоппинг традиционным магазинам. Как и прежде, наибольший процент сторонников покупок через Сеть составляют москвичи с высоким уровнем доходов, а самыми популярными товарами остаются книги и канцтовары.
Если в январе этого года покупки в интернет-магазинах совершали четверо из десяти опрошенных (42%), то уже в мае текущего года каждый второй российский интернетчик стал покупателем сетевых магазинов, показывают недавние исследования Romir Monitoring.
Как следует из майского опроса активных пользователей интернета (заходящих в Сеть не реже, чем раз в месяц), проведенного мониторинговой компанией, за последние полгода сайты интернет-магазинов посетило 87% пользователей сети. Причем почти половина российских интернетчиков (49%) совершали в них покупки.
Большая часть покупок пришлась на москвичей (64%). Как правило, покупателями магазинов в Сети являются лица с высоким уровнем доходов (64%).
«Объем продаж в Москве и Московской области в нашем магазине составляет около 50% от общей суммы, и этот показатель за последние три года практически не изменился, - комментирует генеральный директор «Софткей» Феликс Мучник. - Хотя нужно отметить, что прирост количества заказов идет за счет заказов физических лиц из регионов, в то время как московские клиенты оформляют заказы на более крупные суммы. Статистика показывает, что количество заказов растет быстрее, чем стоимость заказа. При этом ежемесячное количество заказов составляет около 9 тысяч, а рост количества заказов в месяц - это 2-3% и 70-80% в год. В этом году мы ожидаем улучшение этих показателей».
38% российских интернетчиков посещали сайты интернет-магазинов с целью получения информации о товарах или услугах. Такой ответ несколько чаще, чем в среднем по выборке, давали жители Уральского федерального округа (53%). Чаще всего сравнивают цены в интернет-магазинах и обычных или ищут информацию об интересующем товаре интернетчики со средним уровнем дохода (46%).
Таким образом, процент лиц, обращающихся в интернет-магазины, но не совершающих покупок, по-прежнему достаточно высок. «На сегодняшний день у нас количество оформленных заказов и количество оплаченных заказов примерно одинаково: 50/50, и это нормальная практика», - добавляет г-н Мучник.
«У нас таких случаев около 80%, - отмечает начальник отдела центра электронного предпринимательства интернет-магазина «Библио Глобус» Юрий Зубов. - Причинами отказов служат, как правило, обширный перечень предложений на рынке электронной коммерции. Зачастую посетителей смущают цены, некоторые сроки и стоимость доставки или возникают сложности в понимании порядка оформления заказа. Часто мы наблюдаем такое поведение покупателей - заказчик прибегает к процедуре аннулирования оформленного заказа, видимо в надежде найти товар подешевле, однако через некоторое время делает заказ снова». По словам г-на Зубова, среднестатистический клиент магазина представляет собой жителя/жительницу Москвы в возрасте от 20 до 30 лет со среднем уровнем доходов.
Среди тех, кто не посещал интернет-магазины за последние полгода (13%), были преимущественно жители Приволжского федерального округа (29%). Наименее активными посетителями интернет-магазинов являются рунетчики с низким уровнем дохода (27%).
Большинство покупателей интернет-магазинов совершают покупки в них реже одного раза в месяц (60%), а каждый пятый опрошенный интернетчик (21%) совершает покупки в сети ежемесячно.
Как свидетельствуют результаты исследования, наиболее популярными товарами в интернет-магазинах являются книги и канцтовары. Их покупали 45% покупателей интернет-магазинов. Женщины в большей степени предпочитают покупать книги через интернет, чем мужчины - 54% против 40% соответственно. Как правило, покупателями книг являются люди с высшим образованием (48%). Впрочем, подавляющее большинство покупок в книжных магазинах происходит все же не через всемирную Сеть. Как рассказали CNews в ТД «Библио Глобус», общее число покупок, совершаемых через сетевой вариант крупнейшего в России книжного магазина, составляет не более 4%. Всего же в месяц через этот интернет-магазин проходит около 1 тыс. заказов.
Второй по популярности группой товаров является бытовая техника (41%), далее следуют компьютеры и комплектующие (36%). Среди прочих товаров, покупаемых в интернет-магазинах, можно выделить музыкальные диски (22%), программное обеспечение (22%), фильмы (20%), билеты в театр, кино, на концерты (16%), косметику и парфюмерию (14%), карты для оплаты доступа в интернет/мобильного телефона/телефонии (9%) и продукты питания (6%).
В числе основных причин, побуждающих отказаться российских пользователей интернета от интернет-шоппинга, Romir Monitoring были выявлены следующие. Часть интернетчиков отказывается от покупок в онлайн-магазинах из-за того, что в сетевых магазинах представлено мало информации о предлагаемом товаре и его нельзя увидеть «в живую», для каждого третьего опрошенного что-либо покупать в интернет-магазинах просто непривычно и, наконец, третьей главной причиной, по которой российские интернетчики не совершали покупки в сети, является трудность с доставкой товара на дом.