История садово-паркового искусства
Природа - творец, всех творцов". И.-В. Гете
Садово-парковое искусство - один из наиболее сложных, многоаспектных видов искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии, религии и философии. Как пространства, осознанно организованные с учетом психологии восприятия, сады всеми видами воздействия регулируют направление и скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и эмоций. Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей музыкальные и поэтические образы. Как одухотворенные создания человеческого разума, парки насыщены философско-символическим смыслом. Поэтому сады, изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто откликаются на наше настроение и состояние души. Насаждение садов всегда было тесно связано с религией. С древних времен сады и растения посвящались богам. Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику растений и религиозный подтекст самого сада. На протяжении всей истории человечества сады и парки ассоциировались с лучшим, божественным, но, являясь произведениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения человека к миру, природе и степень ее освоения. В зависимости от мировосприятия человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими, аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады "наслаждений" (Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли, объединявшие все виды искусства (классицизм, барокко). Каждая эпоха выдвигала свои художественные стили, иногда приемы. В садово-парковом искусстве набор приемов и элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало общественному мировоззрению. "Мотивы садового искусства в большинстве случаев повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться. Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с "эстетическим климатом" эпохи". Характеризуя специфичность произведений садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало представление о том, что "истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...". Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени "садовый быт". В разные времена он был разным. Сады создавались для ученых бесед, размышлений, поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических прогулок, официальных приемов и празднеств. Организация, а затем и "потребление" столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного воображения. Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов. Взаимосвязь садоводства и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования этих видов искусства. Одна из традиционных связей выражалась в стремлении живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории садово-паркового искусства в значительной степени опирается на этот материал. Так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся изображениям. Многие замечательные художники, скульпторы, архитекторы принимали участие и в создании садов и парков. Так, например, великий Микеланджело - скульптор, художник, поэт - известен и архитектурными сооружениями (купол собора Святого Петра, площадь Капитолия в Риме). Но мало кто знает, что привычный для нас пандус был изобретен Микеланджело для вилл второй половины XVI века. Папа Юлий III привлекал его к украшению своей виллы за воротами Пополо. Ему же приписывают идею создания фонтана Сивиллы на вилле д'Эсте в Тиволи и сооружение грота в Фарнезиане. Рафаэль, работая по заказу кардинала Джу-лиано Медичи, при разбивке парка виллы Мадама в Риме впервые применил прием "анфиладности", создав ансамбль зеленых кабинетов посредством разделения пространств стеной из стриженой зелени. Браманте ввел в парковую композицию в Ватикане зрелищный амфитеатр. Причем открытое пространство двора Бельведера трактовал как сцену для представлений, а окружающие части сада - как декорации.На примере знаменитой виллы Ротонда близ Виченцы Палладио разработал тип сельскохозяйственной виллы-фермы как высокохудожественного ансамбля, объединяющего хозяйственную и декоративную функции. Живопись служила садоводству и для "достижения невозможного". Например, когда нужно было обмануть посетителя, "сделав" маленький сад большим, или поразить его воображение неожиданным видом. В этих случаях на границах сада устанавливались живописные росписи, называемые обманками, изображавшие дальние перспективы. Наконец, живописец Вильям Кент стал родоначальником пейзажного стиля в парко строении Европы. В этих парках взаимосвязь между живописью и ландшафтным искусством обозначилась наиболее ярко: пейзажные парки "черпали" свои сюжеты из живописных полотен Буше, Пуссена, Фрагонара, иногда создаваемых для парков. Великолепным садоводом был Клод Оскар Моне. Он создал знаменитые импрессионистические сады в Живерни. А за 10 лет до этого - первый свой сад возле дома в Аржантее. О связи с театральным искусством свидетельствуют употребляемые в садоводстве термины, такие как: сцена, кулисы, зеленый театр, сюжет, сценарий. Сады содержали пространства, устроенные специально для театральных спектаклей. Да и сам сад рассматривался как садовый спектакль. Философия и литература (в большей степени - поэзия) постоянно "вмешивались" в садовые "дела". Философия формировала мировоззрение, насыщала парки философско-символическим смыслом; литература, как и живопись, обостряла восприятие, подсказывая поэтические образы. Иногда литература занимала и более активную позицию. Например, когда пейзажный стиль пробивал себе дорогу, завоевывал сторонников, литература стояла в "боксерской стойке" и "нокаутировала" приверженцев регулярного парка. Александр Поуп, друг и единомышленник В. Кента, поэт, публицист, автор известного сада в Твикенхэме, называемого "конспектом природы", обрушивался на регулярный парк статьями, памфлетами, стихами, всегда остроумными, едкими и талантливыми. Список поэтов, оказавших решительное влияние на садово-парковое искусство, может быть открыт Петраркой, который не только представил в своих произведениях программу садоводства, но и был садовником-практиком. Он писал другу: "Я создал два сада, которые мне нравятся чрезвычайно. Я не думаю, чтобы им были равные в мире". Продолжают список Джозеф Аддисон, Гете - создатель Герцогского сада в Веймаре, Н.В. Гоголь, устроивший свой сад в Васильевке. А Ван Гог на полотне "Сад поэтов" выразил свое представление об идеальном месте, "где человек освобождается от забот, и свет дня будит его воображение". Давней была и связь садоводства с музыкой. В средневековых садах обязательным было музицирование, ценились инструментальная музыка и человеческое пение. В эпоху барокко и классицизма сочинялась специальная "садовая музыка", строились павильоны для садовых концертов. Сады были любимой темой музыкальной живописи и живописной музыки импрессионистов К. Дебюсси, В.Э. Борисова-Мусатова и др. Кроме того, всегда ценились естественное звучание и красота природы. Английский романтический поэт П.-Б. Шелли писал: "В трепете весенних листьев, в синем воздухе мы находим... тайные созвучия своему сердцу. В безъязыком ветре есть красноречие, в шуме ручья и окаймляющих его тростников есть мелодия... Человек - это инструмент, подверженный действию различных внешних и внутренних сил, подобно тому, как переменчивый ветер играет на эоловой арфе, извлекая из нее непрестанно меняющуюся мелодию". А Уильям Лоусон в 1618 году в своей книге "Новый фруктовый сад" упоминал еще об одном "украшении" садов: "...это стаи соловьев, которые, оперируя несколькими нотами и тональностями, сильными, восхитительными голосами, исходящими из слабых телец, будут делить с вами компанию и ночью, и днем". Если именно таким образом представить себе длительную и интереснейшую эволюцию отношения человека к природе, то сады и Парки превращаются в ее вехи. И даже перышки и цветы на женских шляпках обретают историческую осмысленность и обнаруживают древние корни.
В.В.Дормидонтова "История садово-парковых стилей"