Земельная реформа. Трудности переходного периода…
Важный, с точки зрения федерального центра, этап проведения радикальной земельной реформы, начатый в середине 2001 года, можно считать законченным лишь в первом приближении. Центр инициировал проведение реформы по своему сценарию и преодолел сопротивление других участников рынка только в законодательных новациях. При этом, почти не учитывались позиции региональных властей, поскольку центр использовал `заложенные` в нормы действующего законодательства возможности. С высокой степенью вероятности процедура `учета мнения` в большинстве случаев сводилась к принятию центром решений в одностороннем порядке, несмотря на то, что решение `земельных` вопросов является предметом совместного ведения центра и субъектов федерации.
Достаточно очевидно, что центральная власть, реализуя свою стратегию создания максимально либерального земельного рынка, должна регламентировать выполнение следующих функций:
• разграничение государственной собственности на землю;
• предоставление прав на земельные участки (приватизация и долгосрочная аренда);
• развитие системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости для целей налогообложения;
• формирование и кадастровый учет объектов недвижимости;
• установление сервитутов;
• резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
На протяжении последних четырех лет центр предпринимал попытки параллельного решения этих вопросов, однако `столкнулся` с сопротивлением регионов по двум первым функциям, подлежащих регламентации.
Напомним, что разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с нормами следующих документов:
• Федерального закона от 17.07.01 № 101-ФЗ `О разграничении государственной собственности на землю`,
• Постановления Правительства РФ от 04.03.02 № 140 `Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности`.
Процесс разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.10.01 № 745 `Об утверждении федеральной целевой программы `Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 гг.)` предполагалось завершить к 2008 году.
К этому сроку должно было быть зарегистрировано право собственности Российской Федерации более чем на 150 тыс. земельных участков общей площадью около 1,2 млрд. га, в том числе
• 5 тыс. земельных участков площадью 2.5 тыс. га, закрепленных за органами государственной власти и их территориальными органами;
• 29 тыс. земельных участков площадью 147 тыс. га, закрепленных за федеральными государственными унитарными предприятиями;
• 43 тыс. земельных участков общей площадью 2 млн. га, закрепленных за федеральными государственными учреждениями;
• 66 тыс. земельных участков общей площадью 330 тыс. га, закрепленных за предприятиями, приватизированными из федеральной собственности.
Вместе с тем, реальные объемы работ существенно отличались от запланированных.
Итогом работы по разграничению государственной собственности на землю с момента вступления в силу Федерального закона `О разграничении государственной собственности на землю` является зарегистрированное право собственности Российской Федерации на 33,6 тыс. земельных участков общей площадью 401,8 млн. га, что составляет около 33% общей площади земель РФ, права государственной собственности на которые подлежат разграничению.
Кроме того, по состоянию на 01.01.05 органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления было оспорено включение в перечни 22143 земельных участков, в том числе
• 16423 земельных участка, предлагаемых к отнесению в собственность Российской Федерации,
• 3758 земельных участков, предлагаемых к отнесению в собственность субъектов РФ,
• 1962 земельных участка, предлагаемых к отнесению в собственность муниципальных образований.
В территориальные органы Росимущества направлены сведения о 15751 оспариваемых земельных участках, из них в отношении 11865 земельных участков, предлагаемых к отнесению в собственность Российской Федерации, 2914 земельных участков, предлагаемых к отнесению в собственность субъектов РФ, 972 земельных участков, предлагаемых к отнесению в собственность муниципальных образований, для проведения согласительных процедур.
Оценивая объем проделанной работы по разграничению государственной собственности на землю, власть сделала вывод о том, что выполнено не более 33% от намеченного объема, и это реально переносит срок завершения работ по разграничению с 2008 года на 2023 год. Это не устраивало федеральную власти, поэтому порядок проведения процедуры разграничения было предложено изменить.
Несомненно, что властные структуры регионов и муниципальная власть в целом негативно отнеслись к процедуре разграничения, а некоторые субъекты федерации (например, столица) фактически его блокировали. Причинами подобной деятельности этих субъектов рынка может быть приведено достаточно много, но основных причин всего две: экономическая (возможная потеря части земельных активов) и административная (возможная потеря контроля над частью субъектов рынка)…