Как мы заказываем охрану
Необходимость охраны на объекте недвижимости, особенно если здание сдается в аренду, сомнений не вызывает. Арендатор должен быть уверен, что его техника, мебель, документы будут в полной безопасности, а в случае форс-мажора ему возместят убытки. Что же касается подбора охранного предприятия, этот вопрос остается актуальным. Своим опытом общения с ЧОПами делится руководитель отдела управления недвижимостью московской компании «Инвест-Лайн» Ольга Логинова. Возможно, ее комментарии помогут профессионалам рынка безопасности взглянуть на свою деятельность с иной стороны – со стороны потребителя услуги.
Роль управляющей компании, и в частности фирмы «Инвест-Лайн», профессионально представлять интересы собственника здания, экономя его время и средства, совершая всю черновую работу. В наши обязанности входит, в том числе и подбор охраны на объект, т.е. поддержание в здании стабильной обстановки. Мы как бы «заводим» жизнь в доме, стараясь избегать лишних трат, но и не экономя на действительно важных вещах, необходимых для поддержания порядка на вверенном нам объекте.
С пистолетом наголо
Выбирая охранное предприятие, мы обращаем внимание не только на стоимость, но и на качество предоставляемых услуг, целесообразность использования определенного вида охраны на конкретном объекте. Например, у нас двоякое отношение к вооруженной охране. Может быть, и неплохо, когда у дежурного наготове пистолет. Но, во-первых, в оружии не всегда есть необходимость, а во-вторых, услуги вооруженного охранника стоят значительно дороже «безоружного аналога». Лицензия, профессиональная подготовка, московская прописка… Эти преимущества, как правило, стоят дополнительных денег, а платить просто за наличие пистолета, на наш взгляд, нерационально. Кроме того, к силовому решению проблемы, исходя из нашей практики, прибегают крайне редко, хотя полностью исключать такую возможность тоже нельзя.
Настораживает излишняя восторженность представителей охранных предприятий, рассказывающих о неоспоримых достоинствах своих сотрудников: каждый владеет всеми мыслимыми и немыслимыми приемами рукопашного боя, со ста метров попадает в пятикопеечную монету из любого оружия ... Зачастую это полный блеф. Ведь если сотрудник действительно обладает всеми этими качествами, почему он до сих пор не в личной охране, где и престиж, и заработки значительно выше, чем на объекте? Или все перечисленные достоинства «перечеркивают» еще более серьезные недостатки (чрезмерное употребление алкоголя, неумение сходиться с людьми и пр.), или он не столь компетентен, как хочет представить руководитель фирмы.
Существенным также является возраст охранников. Совсем молодые ребята, как правило, не внушают доверия. Люди преклонного возраста также вряд ли подходят для такой работы. По мнению аналитиков, оптимальный возраст для линейного персонала охраны - 25 - 45 лет.
Еще одно обязательное требование к охранному предприятию – вежливость и презентабельный внешний вид сотрудников. Охранник не должен вызывать страх, отвращение или отпугивать своим поведением клиентов. Например, в магазинах в определенное время двери бывают открыты только для сотрудников, а посетители, не зная графика работы предприятия, тоже пытаются попасть в здание. В таких случаях охранник должен корректно объяснить им, что магазин еще не работает, а не выталкивать посетителей наружу.
Охрана должна быть профессиональной, но немногочисленной. Поскольку перейти на западный тип охраны объектов, когда задача дежурного - нажать на «тревожную» кнопку в случае экстренной ситуации, вызвав наряд полиции, наша страна еще не готова, а классический советский вариант с пожилым вахтером-пенсионером в настоящее время уже недопустим, по нашему мнению, оптимальным является один пост из двух охранников на каждом объекте. В настоящее время этого вполне достаточно для поддержания порядка.
Кто виноват?
Заключая договор с ЧОП, мы обращаем особое внимание на пункт об ответственности за возможный ущерб, нанесенный собственнику. И это не стоит расценивать как недоверие охранникам. Подобная практика свидетельствует о желании предусмотреть все возможные обстоятельства. К тому же, когда каждый знает, за что несет ответственность, легче работать. Распространенное мнение, что отвечает за все сотрудник, сидящий на вахте, ошибочно. Согласитесь, такое положение вещей было бы даже несправедливым, хотя в некоторых случаях, возможно, нести ответственности придется и ему. Кроме того, мы не сторонники личного досмотра каждого входящего в здание, тем более что в офисы, находящиеся в нашем ведении, часто заходят посетители, проверять которых не совсем корректно.
В принципе, не имеет значения, кто именно будет компенсировать ущерб. Главное, чтобы это произошло и довольно быстро. Поэтому обязательное условие заключения договора с ЧОП - страхование ответственности.
«Высоко сижу – далеко гляжу»
Охранники, постоянно находятся на объекте и владеют элементарными правовыми знаниями, поэтому они автоматически выполняют функцию «профессиональных свидетелей. Уже само присутствие охранника предостерегает посетителей от нарушения порядка (особенно это касается магазинов). Еще лучше, если на объекте установлены камеры наружного наблюдения. Охранники - живые люди: они могут устать, да и не в состоянии человек контролировать все участки одновременно. А видеокамера способна работать круглые сутки. Так что затраты на размещение видеокамер мы не считаем излишними. Но видеонаблюдение должны быть лишь вспомогательным средством: хорошо, если охранник не только смотрит в монитор, но и в любую минуту может призвать к порядку или вывести слишком навязчивого посетителя.
Конечно, ни нас, ни собственника не может устроить частая смена охранников. Ведь люди, которые в течение длительного времени трудятся на объекте, знают постоянных посетителей, знакомы с тонкостями работы арендатора, привыкли к его требованиям и т.д.
В дополнение к этому важна четкость работы охраны. Нам необходимо знать, кто и когда будет докладывать о состоянии объекта и о возможных нестандартных ситуациях. Мы должны быть уверены, что сотрудник ЧОП в курсе всего, что происходит на объекте и может вызвать «аварийку». Естественно, гораздо лучше с этим справляется человек, проработавший с нами довольно долгое время. Поэтому перед заключением договора с охранным предприятием мы интересуемся, как долго у них работают сотрудники.
За что платим?
Еще один важный момент при заключении договоров – цена. Наша обязанность – точно знать, за что платятся деньги, какие услуги заказаны и как их стоимость отразится на доходах собственника. И естественно, наша компания берет за это свое вознаграждение.
Некоторые ЧОПы не могут или просто не хотят представить точную смету расходов, а валят все на высокую себестоимость охранных услуг. Лично мое мнение как финансиста такое: в этом ЧОПе невелика точность учета и прогнозирования. Конечно, мы не против вознаграждения, положенного охранному предприятию, хотим только, чтобы эта сумма была четко прописана в договоре. Желательно указать, за какие услуги начислена та или иная сумма, а какую часть оставляет себе ЧОП в качестве вознаграждения. Главным образом для того, чтобы была возможность обсуждать цену, и точно знать, повлияет ли ее изменение на саму услугу.
И конечно, для нас важен профессионализм менеджеров ЧОП. Во-первых, профессионалу с профессионалом легче договориться. Во-вторых, только в этом случае мы даем друг другу нормально работать, не вмешиваясь в чужую сферу деятельности, но в то же время действуя согласованно.
Таким образом, мы всегда обеспечим собственнику эффективную охрану, не заплатив при этом лишних денег. А за счет четкости и слаженности действий сможем спрогнозировать ситуацию на объекте, и ЧОПу не придется закладывать в свой бюджет стоимость дополнительных рисков и расходов, чему он будет, безусловно, рад.