«Сектор розничной торговли, сектор развлечений»
Краткий обзор сессии второй международной Конференции Института Адама Смита «Недвижимость и строительство в России».
Торговая недвижимость – одна из наиболее интересных сфер для западных инвесторов. Эксперты различных компаний предсказывают бурное развитие этого сектора рынка в ближайшие 3-5 лет. Крупные торговые центры все чаще строятся в зоне рядом с МКАД. Наиболее привлекательным считается северо-западное направление.
Торговые центры
Общим тенденциям развития сектора торговой недвижимости был посвящен доклад заместителя директора, начальника отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Жана-Кристофа Каттина. Главная характеристика данного сектора в столице - это стабильный рост предложений. Прежде всего, это обусловлено общим экономическим ростом.
Средний годовой доход москвича за последние несколько лет, даже с учетом экономического кризиса 1998 г., увеличился, составив $7800. При этом стоит учитывать, что официальные данные, предоставленные Госкомстатом, в несколько раз меньше реальных. По этому показателю Москва сильно уступает таким городам как Лондон ($30 000) и Париж ($ 20 000); немного выше показатели среднего годового дохода в Праге и Будапеште. Но применительно к российской столице стоит учитывать, что в процентном соотношении средний москвич тратит гораздо меньше денег на коммунальные платежи, телефон и городской транспорт, чем европеец, так как значительная часть этих расходов компенсируется государством. Около 50% зарплаты тратится на пищевые продукты.
Достаточно быстро проходит процесс перехода от торговых площадок под открытым небом в торговые помещения. Важно учитывать, что строительство торговых центров в Москве началось сравнительно недавно. Первый проект, соответствующий международным стандартам, был реализован только в 1997 году («Рамстор»), сегодня же в столице - 40 торговых центров. К концу 2005 года, по оценкам Жана-Кристофа Катина, различные торговые центры будут расположены по периметру всей МКАД.
Все большую популярность получают модели гипермаркетов, использующих концепцию «магазин для всей семьи». Наиболее удачный пример – MEGA. Еще один удачный проект – торговый цент «Атриум». Его успех, по словам г-н Каттина, связан с удачным месторасположением в центре города и размещении внутри кинотеатра «Формула – кино» и таких магазинов, как «Седьмой Континент» и «Арбат-Престиж».
Планы IKEA в России
О методах продвижения торговой сети на российский рынок на примере IKEA на прошедшей сессии говорил Андерс Биннмур, директор по недвижимости IKEA MOS (Retail & Property). По его словам, IKEA – абсолютный лидер по продаже мебели на Кипре и на Мальте, и он не сомневается, что в скором времени к этим странам присоединится и Россия. В планах компании - около 5-6 магазинов в Москве, 2-3 в Санкт-Петербурге, и 1 в Казани.
Рассказывая о сложностях в работе, с которыми ему пришлось столкнуться, Андерс Биннмур привел в пример ситуацию в Казани: «В первые дни, когда магазин открылся, мы были счастливы видеть в нем толпы народа. Правда, уже через неделю выяснилось, что люди приходили туда смотреть, а не покупать. Нас это сильно озадачило. Возможно, мы провели неправильные маркетинговые расчеты».
Тем не менее, это не изменило планов компании: в ближайшее время она планирует построить магазины в 12 городах, в числе которых Нижний Новгород, Уфа, Пермь и Волгоград. В целом, IKEA планирует открывать 2 магазина в год. Компания так же рассчитывает, что в 2004 году в России в ее магазины придут 29 млн. посетителей. В связи с этим Андерс Биннмур отметил, что в финансовом выигрыше оказываются и магазины, арендующие у IKEA площади.
Зона развлечений в торговых центрах
Крупные торговые центры привлекательны для посетителей не только сосредоточением различных магазинов, но и возможностью интересно провести там свободное время. По данным опросов, наиболее привлекательное место развлечения в торговом центре - многозальный кинотеатр. Об этом на конференции говорил генеральный директор компании «ИнвестКиноПроект» Александр Тимофеев.
Данные опросов подтверждают также, что развлекательная зона торгового комплекса должна быть многофункциональной. Больше половины опрошенных посетителей торговых центров помимо многозального кинотеатра хотели бы видеть в нем – зоны для игры в бильярд, боулинг ( 43%), детские развлекательные центры ( 31%), Интернет-салоны и мн.др. Обилие зон развлечений, по мнению Александра Тимофеева, главный фактор, который заставит людей прийти в расположенные в торговом комплексе магазины.
Сфера ритейла в магазине шаговой доступности
Свою модель торговой зоны предложил генеральный директор «Народной Торговой Сети» Мецо Игитян. Его компания приступила к строительству сети «магазинов шаговой доступности», в которых, по проекту, помимо привычных супермаркетов будут располагаться организации сферы обслуживания. В торговых зонах акцент будет сделан на товары ежедневного спроса. Рядом же для удобства покупателей будут расположены химчистки, ателье, парикмахерские и юридические консультации. Минимальная площадь подобных центров, по словам Меццо Игитяна, составит 500 кв.м.