Инвесторов гонят в Россию
Компания A.T.Kearney назвала Россию самым привлекательным рынком для инвестиций в ритейл
Международная консалтинговая компания A.T.Kearney второй год подряд называет Россию наиболее привлекательным рынком для инвестиций в ритейл. Вчера ее представители сообщили, что присвоили России первое место в рейтинге стран, привлекательных для инвестиций в розничную торговлю. В связи с этим A.T.Kearney рекомендует зарубежным игрокам рынка незамедлительно выходить на российский рынок, который сейчас динамично развивается. В случае промедления, считают эксперты, иностранным ритейлерам придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны местных сетей, которые будут присутствовать во всех перспективных с точки зрения ритейлового бизнеса нишах (товары для дома, торговля продуктами, торговля бытовой техникой и т.д.). Между тем ряд российских специалистов полагают, что отечественные сетевики смогут достойно встретить иностранцев только в том случае, если активно поработают над улучшением уровня обслуживания, который сегодня находится не на должном уровне. В противном случае наши ритейлеры рискуют потерять значительную часть аудитории в пользу иностранных конкурентов.
По данным Госкомстата РФ, в нашей стране оборот розничной торговли по итогам 2003 г. составил 4,5 трлн рублей. При этом доля торговых розничных сетей в этом обороте составляет только 30%. Согласно аналитическому отчету РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России», среди форматов торговых сетей, представленных в Москве, около 53% приходится на супермаркеты, 27% – на дискаунтеры, 10% – на гипермаркеты, 8% – на cash&сarry, 2% – на convenient store (небольшие, часто круглосуточные магазины у дома). Крупнейшими игроками организованного российского розничного рынка являются такие продуктовые торговые сети, как питерская «Пятерочка», немецкая Metro, турецкий «Рамстор», московские «Перекресток», «Седьмой континент» и «Копейка», французский Auchan, немецкий Marktkaut, а также магазины формата «товары для дома и сада» – шведская IKEA, немецкая OBI.
В условиях нехватки в России объектов цивилизованной торговли все работающие здесь торговые сети продолжают активно развиваться и увеличивать число своих магазинов. В связи с этим вчера аналитики международной консалтинговой компании A.T.Kearney сообщили о том, что присвоили России первое место в рейтинге стран, привлекательных для инвестиций в розничную торговлю. Эксперты компании объяснили это как раз тем, что розничный рынок в Россия стремительно растет, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. При этом региональный рынок пока не насыщен, но, отмечают аналитики A.T.Kearney, компании стремятся развиваться по всей территории страны. Согласно отчету консалтинговой компании, Россия и страны Восточной Европы (Словения, Хорватия, Словакия, Латвия) имеют рекомендацию для мировых розничных сетей и инвесторов «начать работать немедленно». В первую пятерку стран, благоприятных для инвестирования в ритейл в 2004 г., A.T.Kearney поставила Россию, Индию, Китай, Словению, Хорватию. Как сообщили в A.T.Kearney, более зрелые рынки стран Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия) в 2004 г. опустились на последние позиции в рейтинге, что вызвано приходом многочисленных международных розничных сетей и консолидацией местных компаний. Также аналитики полагают, что те международные розничные компании, которые нацелены в своей работе на перспективу, должны обратить свои взгляды дальше на Восток, в регион «новой Восточной Европы». Этот регион включает такие страны, как Украина, Болгария и Румыния.
Правда, считают российские участники рынка, после оптимистичных прогнозов A.T.Kearney не стоит ожидать быстрой реакции со стороны зарубежных игроков рынка. Одной из причин такой неактивности они называют стереотип относительно политической нестабильности в нашей стране. «В Россию в основном приходят компании второго и третьего эшелонов. В частности, это немецкие, французские, шведские сетевики. То есть участники рынка из тех стран, с которымиу нас издавно сложились нормальные взаимоотношения, и они неплохо знают специфику российского бизнеса», – сказал эксперт РБК Валентин Крохин. Другие же участники мирового рынка пока с опаской посматривают в сторону России и только декларируют о своих намерениях по выходу на российский рынок. Так, уже на протяжении нескольких лет крупнейшая торговая сеть Америки Wall Mart периодически заявляет о приходе в нашу страну, но до сих пор этот ритейлер не сделал никаких шагов по активизации деятельности здесь. Подобная политика иностранных сетей в отношении российского рынка дает местным ритейлерам существенную фору. «Замедление темпов выхода на международные рынки, отмеченное в 2003 г., позволило местным и региональным розничным компаниям наверстать упущенное и разработать более современные цепочки снабжения, создать новые розничные стратегии, предвосхищая будущие планы на экспансию своих международных конкурентов», – сообщил вчера вице-президент A.T.Kearney Жош Чернофф.
Тем не менее, считают эксперты, отечественным сетям нужно думать о грядущем западном нашествии и решать наиболее актуальную на сегодняшний день для них проблему – плохой уровень сервиса. Согласно исследованию Ассоциации маркетинговых исследовательских компаний (АМИ), качество обслуживания в российских сетях явно желает оставлять лучшего. Так, по такому параметру, как «удобство внутренней планировки и «навигации» в магазине», опрошенные покупатели не дали высшего балла никому. По трехбалльной шкале «Патэрсон» получил 1,5 балла, «Перекресток» – 1,4, «Рамстор» и «Седьмой континент» – 0,8, «Копейка» – 0,6%. Также специалисты АМИ не слишком высоко оценили «широту и глубину ассортимента» в этих магазинах. Больше всего удовлетворены по этому показателю, по их мнению, покупатели сети «Седьмой континент» – 2 балла, «Патэрсона» и «Перекрестка» – 1,9. Среди сетей, которые оказались заметно далеко от клиентоориентированности, оказались «Копейка» и «Пятерочка», которые набрали по 1,3 балла. Если верить исследованию АМИ, почти все постоянные покупатели той или иной сети имеют ряд серьезных претензий к уровню сервиса в магазинах, где они отовариваются. Особенно актуальной «борьба за качество» будет в том случае, если развитие розничного рынка пойдет по сценарию, когда западные сетевики будут не поглощать отечественные сети (что ожидалось ранее и к чему готовятся многие российские игроки), а создавать собственный формат в России.
Жанна Олейник