В прошлом году в Петербурге ввели 110 тыс. кв. м офисных площадей
Как стало известно Guide to Property, в течение 2006 года в Санкт-Петербурге было введено порядка 110 тыс. кв. м качественных офисных площадей.
Соответствующие данные были получены компанией Becar Commercial Property SPb.
Как сообщили G2P в компании Becar, таким образом, общий объем предложения на конец года составил примерно 1 млн. 65 тыс. кв. м. Обеспеченность качественными офисными площадями достигла 213,6 кв. м на 1 тыс. человек.
В течение 2006 года не было введено ни одного бизнес-центра класса «С». Тем не менее, объекты этого класса остаются преобладающими на рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга. Их доля в общем объеме рынка постепенно будет снижаться за счет увеличения долей более качественных офисных центров.
Лидерами по вводу бизнес-центров в течение года оставались Центральный и Адмиралтейский (по 18% от общего объема ввода), Петроградский и Василеостровский районы (по 17% от общего объема ввода).
В течение 2006 года на рынке бизнес-центров Санкт-Петербурга продажи офисных площадей занимали незначительную часть, основная доля договоров заключалась в сегменте аренды. Большинство бизнес-центров, офисные помещения в которых предлагались к продаже, находятся в стадии строительства и планируются к вводу в течение 2007–2008 годов.
Диапазон цен продажи офисов в строящихся бизнес-центрах класса «В», «В+» на конец года составляет 1 тыс. 900 долларов за 1 кв. м – 4 тыс. 600 долларов за 1 кв. м. Стоимость офисных площадей зависит от стадии готовности объекта и предлагаемого уровня отделки внутренних помещений.
Структура спроса по размеру арендуемых площадей по сравнению с 2005 годом также не претерпела значительных изменений. В большой степени спрос зависит от классности объекта. В бизнес-центрах класса «А» по-прежнему наиболее востребованы площади размером 100–200 кв. м, в классах «В» и «С» – небольшие площади до 50 кв. м.
В бизнес-центрах класса «А» большие площади (свыше 500 кв. м) являются более востребованными, чем в объектах классов «В» и «С».
Арендаторы офисных площадей предъявляют все более высокие требования к наполненности объектов дополнительными услугами. Наличие кафе или ресторана по-прежнему остается одним из основных требований арендаторов бизнес-центров.
В течение 2006 года рост долларовых арендных ставок в среднем составил 20–37%.
Нижние границы арендных ставок, в отличие от верхних, претерпели незначительное увеличение. Данное обстоятельство характерно преимущественно для бизнес-центров класса «В» и объясняется тем, что в последнее время на рынок выведено большое количество объектов этого класса, не уступающих по уровню арендных ставок бизнес-центрам класса «А» и проигрывающих им только по месту расположения.
В 2007 году рост арендной ставки составит 15–20% годовых. В 2007 году заявлено к вводу порядка 450 тыс. кв. м качественных офисных площадей.
Как правило, в эксплуатацию вводится не более 50% планируемого объема. Таким образом, к концу 2007 года реально может быть введено 250–350 тыс. кв. м офисных площадей.
В случае сохранения данной тенденции общий объем рынка качественных офисных площадей на конец 2007 года может составить порядка 1,3–1,4 млн. кв. м.