Кто продал «Перекресток»? Российская розница полнится невероятными слухами
Мнение о том, что предкризисная ситуация в банковском секторе способна привести к появлению новых собственников на розничном рынке высказывалось на страницах Retail.Ru совсем недавно. И хотя реального перераспределения имущественных прав ни в одной сети пока не зафиксировано, слухи о том, что это может произойти совсем скоро, уже получили широкое хождение.
Так, в пятницу, 09 июля, информационное агентство «Прайм-ТАСС» со ссылкой на анонимный «информированный источник» распространило сообщение о том, что правление «Альфа-групп» рассматривает возможность продажи розничной сети «Перекресток». Всего через несколько минут новость была перепечатана на сайте газеты «КоммерсантЪ», считающейся достаточно информированной о состоянии дел внутри сети. Неопределенность сохранялась в течение нескольких часов, пока не последовало опровержение со стороны члена совета директоров «Альфа-групп» Александра Гафина. «Мы планируем и дальше развивать сеть «Перекресток», - заявил представитель крупнейшего акционера компании, отметив, что в продаже части розничного бизнеса «нет необходимости».
Впрочем, поверить в то, что в «Альфа-групп» серьезно рассматривали возможность быстрой продажи «Перекрестка» в целях покрытия дефицита ликвидности достаточно сложно. Структура собственности сети не вполне прозрачна (92,3% компании принадлежат кипрскому оффшору, 7,7% владеет инвестиционный фонд Templeton), однако очевидно, что «Альфа-групп» принадлежит львиная доля бизнеса компании. В апреле прошлого года, когда Templeton приобретал свою долю, стороны оценили компанию в $240 млн. По итогам 2003 года оборот «Перекрестка» составил $455 млн, увеличившись за год почти на 38%. Это означает, что сегодня справедливая цена «Перекрестка» превышает $400 млн. Мгновенно решиться на сделку такого масштаба могут всего несколько глобальных ритейлоров. Для сравнения, инвестиционная программа концерна Rewe, вхождение которого в российскую розницу лично благословил Владимир Путин, составляет $500 млн на несколько ближайших лет. Ожидать столь стремительной щедрости от лидеров мировой розницы было бы, по меньшей мере, наивно.
Продажа «Перекрестка» оказалась мифом, даже не успев наделать много шума. Тем не менее, дыма не бывает без огня. Не столько потому, что передела крупнейшей российской сети супермаркетов все же стоит ожидать, сколько по той причине, что российская розница, очевидно, вступила в полосу слияний и поглощений, о приближении которой столько говорилось последние несколько лет. При этом не стоит забывать, что распространение дезинформации тоже имеет свою цену и своих заказчиков, которые смогут зарабатывать на слухах гораздо больше после того, как основные игроки российского ритейла выйдут на фондовый рынок.
Никита Варенов