Finstar Properties построит около 2 млн. кв.м торговой недвижимости
Компания Finstar в течение трех-пяти лет рассчитывает построить около 2 млн кв. м торговой недвижимости, рассказал «Коммерсанту» предприниматель Олег Бойко. В компании будет два подразделения: одно займется строительством торгцентров площадью 10-70 тыс. кв. м, а другое - возведением ритейл-парков площадью до 300 тыс. кв. м для крупных арендаторов, например, гипермаркеты «Метро», «Ашан», сообщил директор по развитию Finstar Properties Сергей Храмов.
Олег Бойко отметил, что его компания всегда занималась девелопментом: «В Ritzio примерно 3 тыс. человек заняты поиском помещений для игровых клубов и оформлением соответствующей документации».
Finstar Properties располагает участками в нескольких городах - площадью до 10 гектаров на окраинах и 3-5 гектаров в центре. Как рассказал Сергей Храмов, уже приобретены участки в Барнауле, Белгороде, Липецке, Магнитогорске, Ульяновске, Смоленске, Омске и Московской области. Всего Finstar Properties сейчас располагает 20 участками для возведения 500 тыс. кв. м торговых площадей. До конца года должно начаться строительство объектов на этих участках, а на первую половину 2009 года намечена сдача в эксплуатацию. В течение года компания планирует увеличить количество земли в собственности и долгосрочной аренде. Ее, по расчетам, должно хватить для возведения 1 млн кв. м торговой недвижимости. А через пять лет в планах Finstar Properties стать собственником уже 100 участков, на которых будет построено около 2 млн кв. м торговых площадей.
Юлия Никуличева, замгендиректора отдела стратегического консалтинга и оценки Jones Lang LaSalle, оценивает стоимость строительства 1 кв. м в торговом центре в 1,5 тыс. долларов без учета стоимости земли. А как полагает партнер консалтинговой компании S.A.Ricci/King Sturge Илья Шуравин, себестоимость строительства 1 кв. м в ритейл-парке без учета стоимости земли может быть на уровне 800 долларов. Таким образом, по подсчетам экспертам, на постройку 2 млн кв. м Finstar Properties потребуется 1,6-3 млрд. долларов.
По словам Олега Бойко, на все свои проекты, в том числе в недвижимости и ритейле, Finstar потратит до 8 млрд. долларов в течение четырех-пяти лет. Он сам собирается инвестировать в продуктовый ритейл, сетевые рестораны, торговлю парфюмерно-косметическими товарами, одеждой, автомобилями, стройматериалами и товарами для дома. Миноритарных акционеров Ritzio Бориса Белоцерковского, Сергея Кузьмина и Владимира Шермана инвестиции в ритейл интересуют мало, но, как говорит Олег Бойко, «зато в проектах на рынке недвижимости все они почти наверняка примут участие». При этом, возможно, к проектам Finstar Properties присоединятся и совладельцы петербургской компании «Рицио Северо-Запад» Владимир Скигин и Сергей Федотов.
В целом эксперты настроены оптимистично относительно финансирования проекта, но признают, что Finstar Properties - новому игроку на рынке - будет сложно одновременно управлять всеми объектами. «Для любого девелопера нереально вести больше пяти-семи проектов параллельно», - говорит директор отдела торговых площадей Cushman & Styles Wakefield & Riabokobylco Наталья Орешина, а как полагает Илья Шуравин, «будет логично, если Finstar станет продавать уже построенные торгцентры, а вырученные средства инвестировать в новые объекты».