Особые экономические зоны Индии: вклад в будущее
В Индии вопрос об особых экономических зонах (ОЭЗ) с самого начала вызывает противоречивые оценки. На ранних стадиях их создания критики утверждали, что, в отличие от крупных китайских ОЭЗ, сравнительно небольшие индийские зоны, да еще и специализированные по секторам экономики, не дадут экономического эффекта масштаба.
Следующая волна критики была направлена на политику, которая разрешала использовать от 50 до 70% ОЭЗ для целей, отличных от производства и технической поддержки. Когда законодатели предложили, наряду с промышленной инфраструктурой, создавать социальную, чтобы снизить нагрузку на переполненные города, противники этого плана назвали его махинациями с недвижимостью. А когда в ОЭЗ хлынули девелоперы, скупавшие там крупные земельные участки, критики заговорили о «земельных захватах».
Подлило масла в огонь и министерство финансов, заявив, что ОЭЗ потребуют слишком больших бюджетных затрат, при этом совершенно не принималась во внимание прибыль, которую принесло бы наращивание экономической деятельности.
На дальнейшие события повлиял скандал, разразившийся, по иронии судьбы, вокруг земельного проекта, не имеющего отношения к ОЭЗ. Проект вызвал такое ожесточенное политически мотивированное сопротивление, что и рассмотрение вопросов ОЭЗ затянулось еще на несколько месяцев.
Наконец, было разрешено создавать ОЭЗ, если нет жалоб со стороны крестьян, чьи земли отчуждаются под особые экономические зоны; кроме того, размер каждой ОЭЗ был ограничен 5 тыс. га, что завершило полный пересмотр политики в отношении особых экономических зон.
Недавно созданная специальная министерская комиссия, занимающаяся вопросами земельных компенсаций перемещенным лицам, рекомендовала, чтобы в тех зонах, где по меньшей мере 70% земель добровольно приобретено негосударственными компаниями, остальную землю приобретало бы государство.
На создание особых экономических зон Индию вдохновил успешный опыт других стран, особенно соседнего Китая. При их создании ставились те же задачи, что и у соседей: развитие инфраструктуры и ускорение экономического развития путем привлечения инвестиций, особенно из-за рубежа. А одним из «побочных эффектов» было создание дополнительных рабочих мест для индийской молодежи, самой многочисленной в мире.
Тем не менее, индийская модель ОЭЗ имеет одно существенное отличие от китайской. Государственное устройство Китая позволило ему на бюджетные деньги развивать обширные зоны в прибрежных районах, в то время как в Индии финансирование ОЭЗ осуществлялось совместно государством и частными инвесторами в различных пропорциях.
Развитие Индии как центра мирового промышленного производства имеет под собой причины демографического порядка. В стране свыше 550 млн жителей младше 25 лет, а к 2010 году приток рабочей силы на рынок труда составит 71 млн человек. Две трети из них – жители сельских районов, где в основном зарабатывают на жизнь крестьянским трудом.
Эта группа представляет собой так называемых «скрытых безработных», которые в поисках занятости стремятся перетечь в крупные города. ЭОЗ, путем предоставления экономически выгодных условий могут, с одной стороны, привлечь мировых инвесторов для развития промышленного производства, а с другой – обеспечить Индии дополнительные рабочие места, которые могли бы дать стране возможность получить выгоду от ее демографических особенностей.
Оппоненты ОЭЗ жалуются, что компании, которые находятся за пределами зон, поставлены в неравные условия. Однако по мере того, как устраняются тарифные ограничения и Индия подписывает соглашения о либерализации торговых отношений с другими странами, важно, чтобы страна повышала свою конкурентоспособность путем развития современной промышленной инфраструктуры, дополненной инфраструктурой социальной. ОЭЗ вполне способны решить эту проблему.
Один из ключей к успеху особых экономических зон, на который теперь должно направить свое внимание государство – так называемая «коммуникационная инфраструктура», которая должна обеспечить передвижение товаров и доступ к рынкам.
Vivek Mehra, The Financial Times
http://www.ft.com/cms/s/0/c19d6992-714b-11dc-98fc-0000779fd2ac.html