Ипотечный кризис ударил по мебельному рынку США
Дуг Шок глядит на пустые эскалаторы и недоверчиво качает головой: обычно на них толпятся тысячи посетителей, которые переходят из одного мебельного салона в другой, разглядывая модные диваны, спальни, обеденные столы и стулья.
Этой осенью все не так на выставке мебели и внутреннего декора «High Point Market», проходящей два раза в год в штате Северная Каролина и определяющей тенденции будущего сезона. «Раньше здесь было не протолкнуться – к некоторым стендам вообще невозможно было не подойти, – рассказывает г-н Шок, менеджер выставочного комплекса «OneCoast Midwest Home». – Понятно, что после терактов 9 сентября экономика в упадке, но в сочетании с ипотечным кризисом дела у мебельщиков пошли совсем плохо».
Обычно на выставку в Северной Каролине собираются около 85 тыс. представителей рынка декора интерьера и ритейлеров, которые до отказа заполняют 188 павильонов и 12 млн кв. футов выставочных площадей своей новой продукцией. Хотя в этом году администрация выставки High Point Market отказалась от публикации данных о выставке, достаточно было просто пройтись по пустым коридорам, чтобы понять – мебельный рынок стал очередной жертвой продолжающегося жилищно-ипотечного кризиса.
Хотя в некоторых павильонах и толпятся представители розничных сетей, подыскивая ходовой товар для весеннего сезона, основная масса площадей пустует. Сотни торговых представителей стоят у своих экспозиций, высматривая потенциальных клиентов, вместо того, чтобы исполнять свой обычный танец вокруг покупателей, умело направляя их от спален к диванам.
«Ипотечный кризис, вне всякого сомнения, затронул мебельный рынок, и некоторые пострадали больше других», – говорит Рас Ортиз, президент и исполнительный директор компании «Shine Home», мебельного бутика из Калифорнии.
В прошлом году, до того, как начались неприятности с ипотекой, приведшие к самому серьезному кризису на рынке жилья за последние 10–15 лет, рост продаж крупнейших американских мебельных компаний составлял 6,6%, сообщил Джерри Эпперсон, аналитик в области мебельного рынка инвестиционной компании «Mann, Armistead and Epperson». Однако прирост потребительских расходов на мебель и домашний текстиль, который является самым универсальным показателем этой отрасли, в этом году ожидается всего 1,5%, а в 2008 году – 2,2%. Такие данные содержатся в прогнозе, опубликованном в отраслевом журнале «Furniture Today». Это самый серьезный спад с 2001 года, когда рост продаж упал до 0,6%.
«Сегодня никто не встает по утрам с мыслью о покупке нового дивана или обеденного стола, – поясняет Эпперсон, согласно прогнозам которого продажи мебели в ближайший год не вырастут, а даже немного снизятся, а текстиля могут незначительно вырасти. – Когда люди озабочены тем, как им расплатиться с долгами по ипотеке или как им продать дом, покупку мебели можно отложить».
Тем не менее, в этом году на осенней выставке были представлены некоторые новые продукты, в частности, многие производители постарались попасть в модную струю «зеленого» декора – их мебель произведена из переработанного, органического или ресурсосберегающего сырья. Мебельная компания «Vaughan-Bassett Furniture Co», один из крупнейших в США производителей деревянной мебели, даже анонсировала запуск новой программы по восстановлению лесов, в рамках которой компания обязалась в год высаживать по дереву за каждое, использованное в производстве мебели.
Однако и «Vaughan-Bassett Furniture» в этом году выставила гораздо меньше новинок, чем раньше. Дуг Бассет, представитель мебельного гиганта, заявил, что компания принципиально отказалось от запуска новой коллекции, так как спрос со стороны розничных сетей в этом году совсем небольшой.
Дуг Шок говорит, что продажи в секторе новостроек так сильно упали, что ритейлеры не надеются на сколько-нибудь ощутимый спрос на новую мебель и поэтому не хотят инвестировать в новые коллекции.
«Люди устали от традиционной мебели, они хотели бы тратить деньги на более новые и не такие консервативные модели, – рассуждает г-н Шок. – Однако если вы не уверены, что на вашу мебель будет гарантированный спрос, нет смысла затоваривать склады».
Помимо ипотечных неприятностей американским производителям приходится противостоять притоку недорогой импортной мебели из Азии. К примеру, компания «Bombay Co», после трех лет попыток справиться с убытками и снижением объема продаж, была вынуждена заявить о своем банкротстве. Производитель мебели «Stanley Furniture Co.» из Вирджинии сократил свой штат на 200 рабочих и заявил об убытках в третьем квартале 2007. Прибыли компании «Furniture Brands International Inc.», производителя таких известных в Америке мебельных марок, как «Broyhill», «Thomasville» и «Lane», во втором квартале 2007 году упали на 66%. Компания объявила о закрытии трех фабрик в Северной Каролине и собирается сократить 330 рабочих мест, а производственные мощности планирует перевести в оффшорные зоны. В «Furniture Brands International» ожидают, что в третьем квартале убытки будут еще больше – объем заказов совсем сократился, а обстановка на рынке крайне неблагоприятная.
«Кризис на жилищном рынке приведет к тому, что слабые игроки будут вынуждены капитулировать, – резюмирует Джон Гэбриэл, аналитик компании «Morningstar» . – А когда кризис минует, на рынке окажется достаточно места для развития более сильных игроков».
Ieva M. Augstums, Associated Press