Дом-мечта или дом-кошмар?
Соседи называют жилище Роджера Элиота «дом-мечта». Он расположен на живописном участке в 2,3 гектара в г. Палм Сити (штат Флорида), имеет 3500 кв. футов площади, четыре спальни и три ванных комнаты. Эллиотт, по профессии подрядчик, и его жена, работающая на компанию по продаже медицинского оборудования, построили дом по индивидуальному проекту, вложив в него 750 тыс. долларов. Супруги прожили в нем чуть больше года, и, в целом, они довольны. Однако рынок жилья пошел вниз, и супругов – особенно Рождера – начали одолевать сомнения.
Наверное, читатели ждут рассказа о том, как Эллиотты взяли рискованный кредит, чтобы оплатить строительство, и теперь не могут по нему расплатиться. Вовсе нет – у них достаточно средств, и о выплате ипотечного кредита они не беспокоятся.
Проблема в другом. Роджер, помня о годах бума на рынке недвижимости, ожидал, что дом будет для них с женой не просто крышей над головой, а выгодным вложением средств, приносящим прибыль, измеряемую двузначными цифрами.
Вместо этого, «дом-мечта» обесценивается, и не только он. По данным Национальной ассоциации риэлторов США, в период с 2000 по 2005 год средняя цена американского дома выросла с 143 тыс. долларов до 219 тыс., т.е. на 52,9%. Однако экономисты говорят, что рынок недвижимости достиг своего пика в конце 2005 года, а к концу 2007, по прогнозам риэлторов, объем продаж домов сократиться на 10,8%. При этом ожидается, что в течение всего 2007 года средняя цена на дома будет неуклонно снижаться – впервые со времен Великой депрессии.
Эллиотты не представляют, сколько сегодня стоит их дом. Положение на местном рынке жилья ужасное, говорит Роджер, а предложение тает. Вероятно, дом потерял около 10% своей стоимости, и есть опасения, что это не предел. «Я очень огорчен, – говорит он. – Я построил потрясающий дом, жена его обожает. Все соседи от него в восторге. Но этот дом был построен в расчете на рост цен». Теперь, когда цены на жилье падают, Роджер жалеет, что не построил что-нибудь поскромнее.
Роджер переживает не только потому, что он строитель по профессии. Дом частично построен на деньги, доставшиеся его жене по наследству, и теперь он не уверен, что правильно их вложил. Тот факт, что Роджер был сам себе подрядчик, не привел к очень большой экономии средств, так как он выбрал для дома довольно дорогие детали. Металлическая крыша с эпоксидным покрытием и пожизненной гарантией обошлась в 40 тыс. долларов, а еще у дома окна с защитой против ураганов, сверх-экономичная изоляция и аварийный генератор. В плане безопасности и экономии энергии дом не имеет равных, но Роджер сомневается, что покупатели при нынешнем положении дел на рынке оценят его по достоинству.
К тому же, в доме слишком много неиспользуемого места. Как и многие домовладельцы, Роджер жалеет, что построил слишком большое жилище. «Если бы я строил сегодня, я бы все сделал по-другому», – говорит он.
В своих переживаниях по поводу цены дома Эллиотт не одинок. В отличие о жителей районов, которые жилищный бум обошел стороной, жители прибрежных областей, привыкшие к заоблачным ценам на недвижимость, кусают локти.
Этим летом обозреватель газеты «Нью-Йорк Таймс» Мишель Слаталла описала, как она каждые несколько часов проверяла, не изменилась ли цена на ее дом, расположенный в заливе Сан-Франциско. За последние 2 месяца, судя по оценке таких известных Интернет-порталов недвижимости, как Zillow и Cyberhome, ее дом потерял в цене 92 248 долларов. Консультанты, в свою очередь, советуют не очень доверять Интернет-сайтам и справляться о стоимости своего жилья не чаще чем раз в год, а финансисты выбиваются из сил, стараясь убедить инвесторов не поддаваться панике.
Роджер Эллиотт тоже старается не паниковать – в его планы не входит немедленная продажа дома. Тем не менее, он говорит, что если через три года дом не будет стоить хотя бы вложенных в него денег, придется признать, что он неправильно инвестировал 750 тыс. долларов.
По его признанию, родители вряд ли бы разделили это беспокойство. «Покупая дом, они собирались прожить в нем лет 30, потихоньку выплачивая кредит, – говорит он. – Они не рассчитывали нажиться на этом и не играли в инвесторов». Наверное, говорит Роджер, мы сами себя обхитрили, воспринимая свои дома в качестве инвестиций. Вероятно, он прав. Дом – как ребенок, который первый раз выступает на сцене: как бы он ни выступил, хорошо или плохо, мы все равно его любим.
Daniel McGinn, Newsweek
http://www.newsweek.com/id/52608