Москве нужны новые торговые центры
В июле 2008 года London Consulting & Management Company | LCMC провела исследование коммерческой недвижимости в сегменте торговых центров столицы, которое в полной мере отразило текущую ситуацию и основные тенденции отрасли.
Аналитики LCMC отметили, что процесс торговли на московском рынке становится более цивилизованным. Поскольку федеральные и региональные сети расширяются, переходят на современные методы торговли, растет спрос на площади в торговых комплексах и центрах. Продолжают вытесняться такие формы торговли, как ларьки, палатки и рынки.
В структуре торговых центров по классам значительная доля от общего предложения торговых площадей приходится на классы суперрегиональный и окружной: 29% и 28% соответственно. Класс региональный составляет 27%, микрорайонный - 16%. Статистика показывает, что суперрегиональный и окружной классы наиболее востребованы у потребителей, что объясняется спецификой центров данных классов: «все в одном», а также особенностями культуры потребления москвичей.
Арендные ставки в торговых объектах столицы зависят от типа торгового предприятия. Специалисты выделяют 3 следующих типа арендаторов: якорных (различные гипер- и супермаркеты), арендаторов торговых галерей (магазины одежды, обуви и т.п.) и предприятия, расположенные в прикассовой зоне (салоны связи, сувениры, украшения). И, соответственно, 3 диапазона арендных ставок: «якоря»: от 10 до 55 долларов за кв.м./мес.; галерея: 80-327 долларов за кв.м./мес.; прикассовая зона –179 -542 долларов за кв.м./мес.
Активное развитие сетевой торговли способствует поддержанию высокого уровня спроса на аренду торговых площадей, а также влияет на уровень заполняемости в торговых центрах. В течении первого полугодия 2008 года средний уровень составил порядка 96-99%. Часть пустующих площадей остается в небольших торговых центрах, поскольку больший спрос сосредоточен на крупных торговых комплексах. Наибольшим спросом у арендаторов пользуются помещения 50-100 и 150-300 кв.м. Якорные же в силу своей специфики зачастую выбирают помещения 1000-8500 и 8000-20000 кв.м.
Согласно прогнозам маркетологов на ближайшие 2 года, ожидается увеличение общего объема торговых площадей. Так, на конец 2008 года прирост составит 937 000 кв.м. В 2009 прирост в торговых центрах прогнозируется на уровне 2 млн.кв.м. Тем не менее, рынок торговой недвижимости будет далек от насыщения.