Рынок торговой недвижимости Москвы в I полугодии 2008 года
Предложение
За первое полугодие 2008 года из ожидаемых к вводу 16 торговых центров открылось лишь пять, приведены в ниже следующей таблице.
Из запланированных к вводу в первом полугодии 486 тыс. кв. м качественных торговых объектов, в том числе перенесенных с 2007 года, было введено 126 тыс. кв. м, что составляет 26% от всего объема площадей заявленных к вводу на начало 2008 года. На второе полугодие 2008 года было перенесено открытие 16 торговых объектов.
Таким образом, общий объем торговых площадей в торговых комплексах на 1 июля 2008 года составил 2 720 тыс. кв. м.
До конца года заявлен к открытию 41 торговый объект. Сроки ввода некоторых проектов, таких как торговые центры «Зеркало», «Гудзон» и торгово-офисный центр «Женевский дом» перенесены на 2009 год.
Список наиболее интересных объектов приведен в следующей таблице.
Обеспеченность Москвы современными торговыми центрами на конец первого полугодия 2008 года в среднем составила 202 кв. м на 1 000 жителей. Наибольшее количество качественных торговых площадей располагается традиционно в центральном, а также в северо-западном и западном округах. Наибольшее отставание по обеспеченности качественными торговыми центрами наблюдается в восточном округе.
Таким образом, показатель обеспеченности торговыми площадями в торговых центрах остается ниже среднеевропейских показателей (400 – 600 кв. м на 10 00 жителей) и существенно ниже уровня США (1 200 – 1 500 кв. м).
Спрос
Спрос на торговую недвижимость продолжает расти. За это полугодие многие зарубежные компании заявили о выходе на российский рынок. Это свидетельствует о привлекательности России для развития торговли и дает уверенность в том, что уменьшение спроса на торговые площади в ближайший год маловероятно.
За первое полугодие 2008 года спрос на аренду и покупку торговых площадей сместился в сторону южного направления. Сократилось число покупателей, желающих приобрести торговые помещения в ЦАО.
Спрос во втором квартале изменился незначительно. Количество заявок на аренду несколько сместилось от Северо-Запада в сторону Юго-Запада. Южное и Юго-Восточное направления все еще остаются наиболее востребованными среди покупателей торговых площадей, несмотря на снижение покупательского спроса на данные направления во втором квартале 2008 года.
Наблюдаемый в 1 квартале 2008 года трехкратный всплеск спроса на покупку помещений свыше 3 000 кв. м, во 2 квартале зафиксирован не был. Наибольшим спросом по-прежнему пользуются площади 51 – 250 кв. м. В целом спрос несколько сместился в сторону укрупнения помещений.
Арендные ставки и цены продаж
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста средних арендных ставок сохранился на том же уровне. В сравнении с первым полугодием 2007 года значительно снизился тем роста цены аренды на автономные магазины и практически в два раза увеличился на площади в торговых центрах. Средний уровень ставок на торговые площади всех типов вырос по сравнению с аналогичным кварталом 2007 года на 28%. За 2 квартал 2008 года наибольший рост арендных ставок наблюдался в сегменте автономных магазинов. Это может быть связано со смещением спроса в сегмент средних площадей и тенденциями увеличения сдаваемых помещений в формате street-retail. Также в этом квартале наблюдалось увеличение количества предложений по помещениям ценового уровня «выше среднего».
Темп роста цен продаж на торговую недвижимость остается стабильным по сравнению с аналогичными периодами 2007 и 2006 годов. Во втором квартале продолжилось снижение активности проведения сделок по покупке торговых помещений. Однако это не повлияло на рост цен на торговую недвижимость в целом. В наибольшей степени вырос сегмент автономных магазинов. Прирост стоимости всех видов торговой недвижимости во втором квартале составил 8,1%.
В первом квартале 2008 года был проведен ряд сделок, некоторые представлены ниже.
В целом торговый сектор сохраняет свою привлекательность на рынке для инвесторов и арендаторов.