Будущее рынка торговой недвижимости России
На сегодняшний день в России существует порядка 700 торговых центров. Это около 12 млн. кв. м торговых площадей. С момента зарождения первых торговых центров около 35% из них было реализовано с помощью консалтинговых компаний, а за последние три года эта цифра составила 50%. До 2012 г. заявлено к открытию более 1 200 ТЦ, суммарная торговая площадь которых составляет порядка 42 млн. кв. м. Параллельно увеличению доли работы консультантов на рынке торговой недвижимости есть тенденция создания крупными девелоперами собственных подразделений по сдаче в аренду. Будет ли оправдан такой подход покажет время.
По оценкам специалистов компании Магазин Магазинов, объем в 53 млн. кв. м торговых площадей может оказаться переизбыточным. При этом только за 2008 год предложение планируемых торговых площадей выросло почти на 10 млн. кв. м GLA. Если предположить, что будут построены все заявленные проекты, показатель обеспечения торговой недвижимостью может составить 378 кв. м на 1000 жителей РФ. В Москве на сегодняшний день такой показатель составляет 264 кв. м на 1 000 человек. При этом стоит учитывать, что доходы населения в целом по всей России гораздо ниже московских. Реальность же такова, что большое количество проектов сталкивается с различными трудностями в процессе реализации и с большой конкуренцией и поэтому могут так и не реализоваться. Одним из самых актуальных факторов, которые ограничивают количество реализуемых проектов – трудности с привлечением финансирования и рост его стоимости. «Только за этот год 90% проектов перенесли сроки реализации более чем на год, а около 20% из них, скорей всего, не смогут выйти на рынок вовсе», – говорит руководитель отдела исследований Магазин Магазинов Вячеслав Кацегоров.