Объемы инвестиционных сделок на мировом рынке гостиничной недвижимости снизились на 71%
За девять месяцев 2008 г. объем сделок на мировом рынке гостиничной недвижимости составил 21,1 млрд. долларов. Эксперты компании Jones Lang LaSalle Hotels сообщают, что, на фоне сохраняющейся нестабильности на финансовых рынках, объём сделок с объектами гостиничной недвижимости за первые девять месяцев текущего года оценивается в 21,1 миллиард долларов.
Таким образом, спад инвестиционной деятельности по сравнению с рекордно высокими показателями за аналогичный период 2007 года составил 71%. Спад произошел на рынках всех трех регионов, при этом наиболее существенное падение зафиксировано на рынках стран Северной и Южной Америки (-79%), на втором месте – Азиатско-Тихоокеанский регион (-60%); на рынках стран Европы, Ближнего Востока и Африки (EMEA) показатель падения объема инвестиционных продаж составил -52%. Вместе с тем, регион EMEA стал самым ликвидным рынком - объем сделок в данном регионе составил порядка 10 миллиардов долларов; тогда как на рынках стран Северной и Южной Америк и Азиатско-Тихоокеанского региона данный показатель составил соответственно 8,5 миллиардов и 3 миллиарда долларов.
На начавшейся сегодня «Конференции инвесторов в гостиничный бизнес России и СНГ» (Russia & CIS Hotel Investment Conference) Артур де Хааст, Главный исполнительный директор компании Jones Lang LaSalle Hotels отметил: «Рынок гостиничных инвестиций претерпевает изменения не только в отношении объемов сделок; существенные изменения наблюдаются в структуре потоков капитала. Jones Lang LaSalle Hotels проанализировали данные об инвестиционных сделках, совершенных за первые девять месяцев 2008 года, и выяснили, что активность международных инвесторов снижается, а источником капитала все чаще становятся национальные и местные инвестиционные компании. Данная тенденция наблюдается на всех рынках мира, за исключением стран Европы, где порядка 35% заключенных сделок было совершено с участием международных капиталов, включая инвестиции стран Ближнего Востока и США».
Анализ инвестиционной активности за прошедший период 2008 года также дает основания предположить, что меняется сам профиль участников сделок с гостиничной недвижимостью. «Суверенные инвестиционные фонды (SWF) и Частные инвесторы с высоким уровнем капитала (HNWI) все более активно выступают в качестве покупателей гостиничной недвижимости. Вместе с тем, наиболее активными продавцами на рынках гостиничной недвижимости сегодня являются компании-владельцы недвижимости и инвестиционные фонды» - добавил г-н де Хааст.
Характеризуя ситуацию на гостиничном рынке России, г-н де Хааст отметил высокий инвестиционный интерес к рынку со стороны крупнейших международных компаний, таких как Wenaasgruppen, ORCO Group, Sokos, EBRD, KanAm и IFC. В 2007 году финансовая группа J&T стала владельцем 75% доли в гостинице «Балчуг Кемпински»; сумму сделки стороны не раскрывают. Компания J&T намерена инвестировать в модернизацию отеля, по окончании которой стоимость гостиницы, по оценкам нового владельца, составит порядка 5 миллиардов рублей (приблизительно 210 миллионов долларов). В течение первых девяти месяцев 2008 года, на рынке России было совершено еще несколько инвестиционных сделок, самыми значительными из которых стали приобретение норвежской компанией Wenaasgruppen гостиницы «Park Inn Екатеринбург» (Jones Lang LaSalle Hotels выступили консультантом сделки) и покупка компанией Listow гостиничного проекта в Санкт-Петербурге (отель на 175 номеров будет работать под брендом Reval).
Несмотря на стабильно высокий уровень интереса к гостиничному рынку России со стороны международных и национальных компаний, инвестиционная активность в стране по-прежнему ограничена недостатком реального инвестиционного продукта. Таким образом, инвестиционная деятельность сегодня, в основном, сосредоточена на девелоперских проектах и / или формировании совместных предприятий (СП), стратегических партнерств и альянсов.
«Что касается источников капитала в России, мы отмечаем, что интерес национальных инвесторов и девелоперов в подавляющем числе случаев по-прежнему сосредоточен на разработке возможностей внутреннего рынка страны. Ввиду сохраняющегося разрыва между ценовыми ожиданиями покупателей и продавцов, объем российского капитала в качестве оффшорных инвестиций в гостиничную недвижимость ограничен и, как правило, сосредоточен на рынках Восточной, Центральной и Западной Европы» - отметил г–н де Хааст.