Ритейл во время кризиса (прогноз по потребительскому сектору)
Торговые сети в России формируют около 15-20% объемов продаж, лишь в Москве розничные сети занимают около 40% розничного рынка. В то время как в развитых странах этот показатель колеблется от 50% до 95%. Кроме того, российский рынок розничной торговли сильно фрагментирован. Все это свидетельствует о значительном потенциале роста и фундаментальной привлекательности российского рынка розницы.
По мнению аналитиков Инвестиционной группы «Универ», кризис ликвидности, который, в первую очередь, затронул компании финансового сектора, все больше распространяется и на реальную экономику. Одними из первых с проблемой нехватки денежных средств столкнулись российские ритейлеры, которые в сравнении с иностранными конкурентами имеют более высокий уровень долговой нагрузки и низкую рентабельность. Тем не менее, финансовые результаты российских компаний потребительского сектора по итогам 9 месяцев 2008 года в среднем оказались на уровне ожиданий. На взгляд аналитиков ИГ «Универ», наиболее интересными, окажутся результаты деятельности компаний потребительского сектора по итогам 2008 года. В сложившихся условиях, вероятно, компании не смогут полностью реализовать планы по открытию новых магазинов, что, в первую очередь, негативно отразится на финансовых результатах компаний. Кроме того, в условиях финансового кризиса отечественные ритейлеры могут столкнуться с проблемой сокращения потребительского спроса, что может привести к замедлению темпов роста оборота розничной торговли. Вероятно, в первую очередь, сокращение потребительских расходов коснется товаров длительного пользования и сектора услуг в пользу продуктов питания и товаров первой необходимости, что естественным образом приведет к повышению цен на эту группу товаров. В этих условиях под угрозой, в первую очередь, могут оказаться непродуктовые ритейлеры. Динамику лучше остальных, по нашему мнению, будут демонстрировать компании фармотрасли, что обусловлено, в первую очередь, низкой долговой нагрузкой фармпроизводителей по сравнению с другими компаниями потребительского сектора.
Среди будущих тенденций развития потребительского сектора можно выделить консолидацию отрасли и увеличение сделок M&A. В условиях кризиса ликвидности многие компании потребительского сектора столкнулись с проблемой финансирования текущей деятельности и реализации новых проектов, в этих условиях они будут вынуждены идти на объединение или поглощение более крупными игроками рынка.