"Биопродукт" планирует открыть два супермаркета Grunwald
В октябре российская компания "Биопродукт" планирует открыть два супермаркета Grunwald, ориентированных на продажу экологически чистых продуктов. После открывшегося в апреле этого года экомаркета "Рыжая тыква" "Биопродукт" станет второй компанией в Москве, сделавшей ставку на торговлю "чистыми продуктами".
В случае успеха нового проекта компания обещает и дальше развивать экоформат, открывая магазины в городах-миллионниках. Аналитики называют эту идею утопией, поскольку массовый российский потребитель пока не готов переплачивать за экологичность продуктов.
О возможности торговать в Москве экологически чистыми продуктами представители «Биопродукта» говорили еще этой весной. Однако для воплощения проекта понадобилось еще полгода. Оба магазина должны открыться в октябре, однако конкретной даты в `Биопродукте` до сих пор не называют.
Стоимость двух супермаркетов Grunwald, на Рублевском шоссе и Краснопресненской набережной, по мнению участников розничного рынка, составляет 6-7 млн. долларов. Большая часть экологических товаров для этих магазинов будет завозиться из-за рубежа, преимущественно из Германии, где биопроизводство поставлено на поток. Торговать в Grunwald, в отличие от `Рыжей тыквы`, будут не только продуктами питания, но и мебелью и косметикой. При этом цены на экотовары в магазинах будут в полтора раза выше, чем в обычных сетях, и в три раза выше, чем на открытых рынках.
Основными клиентами новых супермаркетов, судя по тому, что оба они расположены в районах элитной застройки, станут люди с достатком выше среднего. Эксперты рынка отмечают, что «Биопродукт» сейчас скорее будет пробовать рынок, чем с уверенностью входить в него. Как отмечает начальник аналитического отдела инвесткомпании «Проспект» Наталья Одинцова, пока нельзя достоверно утверждать, насколько биопродукты будут популярны в России.
«По сути Grunwald копирует западные магазины подобного формата. Даже сама идея открытия сразу двух больших магазинов вместо нескольких маленьких - калька с западных аналогов. Окупится ли этот проект, будет ли он перспективным, покажет время. Для начала нужно открыть хотя бы несколько таких магазинов», - полагает Одинцова.
Западные маркетологи считают, что формат большого универсама не очень подходит для торговли биопродуктами в Москве. «Супермаркеты все-таки рассчитаны на средний класс. Биопродукты так дороги, что позволить их себе может только элитный покупатель. Для такого покупателя экологически чистые продукты уже доступны в «Алых парусах», «Азбуке вкуса», «Рамсторе» и «Стокманне», где под подобные товары уже выделено место на полках.
Кроме высокой цены, вкус биопродуктов не всегда привычен для потребителей, что также может отпугнуть тех немногих клиентов, которые способны купить данные товары. Как мне представляется, интерес к подобным магазинам будет непродолжительным. В первый месяц их работы люди зайдут и купят что-нибудь из любопытства, но вряд ли станут делать там покупки постоянно. Если и открывать магазины подобного формата, то наряду с биопродуктами там нужно продавать также всевозможные товары для здорового питания, а именно продукты без сахара, с маленьким содержанием жиров, углеводов, без консервантов и т.д.
Это позволит расширить ассортимент, а также привлечь в магазины покупателей, больных сахарным диабетом, спортсменов, просто людей, озабоченных проблемой лишнего веса», - рассказал ГАЗЕТЕ генеральный директор британского маркетингового агентства Advinter Ян Шайер.
С ним соглашается и вице-президент группы компаний Verysell Андрей Зотов: «Если бы я основывал в нашей стране этот бизнес, то выбрал бы именно бутиковый формат. И во главу угла ставил бы маркетинг для создания сообщества «продвинутых» людей, заботящихся о своем здоровье. И тогда можно привлекать новых покупателей, прибегая к партнерству и совместным акциям с элитными спортивными клубами, физиотерапевтическими клиниками, косметическими салонами и фито-барами.
Уверен, что спрос на биопродукты в Москве есть, но он не настолько обширен, чтобы поглотить предложение сетей супермаркетов. Для появления массового спроса на чистые продукты необходимо сначала создать некую биокультуру, моду, объяснить всем, если угодно, что это достаточно прикольно, чтобы быть престижным».
На Западе из экологии давно уже сделали целую индустрию. В данный момент рынок таких продуктов за рубежом растет быстрыми темпами. Это объясняется как высокими доходами граждан, так и большей развитостью розничного рынка.
Еще в конце 1990-х годов большинство европейских операторов розницы решили сыграть на стремлении потребителей ко всему естественному. Крупные ритейлеры начали открывать в своих супермаркетах экологические отделы. Чуть позже стали открываться и специализированные магазины биотоваров.
В таких магазинах работают специалисты-диетологи, которые объясняют потребителям преимущества биопродуктов перед теми, что продаются в обычных магазинах. Сегодня экологически чистые продукты в европейских странах занимают примерно около 3-4% от всего потребительского рынка.
Эксперты сходятся на том, что российский розничный рынок сегодня вполне переживет без создания таких специальных ниш, как экологически чистые продукты. И по сути появление Grunwald в российском ритейле вызвано скорее частной инициативой, нежели необходимостью.