Как увеличить прибыль торгового центра?
В конце 90-х годов в Москве начали появляться современные торговые центры. Первым стал турецкий «Рамстор». Сегодня, по оценкам одних экспертов, в столице чуть менее 50 торговых центров, по оценкам других – около100, третьих – чуть более 20. Разница возникает из-за различных подходов к определению «торгового центра», как такового.
Говоря о 20 торговых центрах, имеют в виду «работающие» объекты с хорошей концепцией, управлением в которых занимаются профессиональные компании. К 50 торговым центрам, можно отнести проекты, построенные в течение последних 5-8 лет, которые, возможно, эффектны внешне, но недостаточно хорошо организованны внутри. Оценка в 100 и более торговых центров, как правило, учитывает лишь время постройки и желание собственника именовать объект именно так.
Сегодня из-за недостатка торговых площадей привести пример убыточного торгового центра достаточно сложно. К примеру, объект «Х» приносит прибыль, но работает он всего, на 20 % из 100 % возможных. Перед арендаторами стоит вопрос: присутствовать в каком-либо районе столицы, пусть и не в удачном торговом центре, или не присутствовать там вовсе, ожидая появления нового торгового центра. Уже сейчас можно сказать, что с увеличением объема торговых площадей эта проблема станет гораздо острее и многие торговые центры столкнуться с вопросом «реконцепции».
Guide to Property попросили участников рынка торговой недвижимости и представителей консалтинговых компаний ответить на следующие вопросы:
1. Насколько актуален для Москвы вопрос «реконцепции» торговых центров? Как Вы оцениваете конкуренцию между торговыми центрами?
2. Основные ошибки, встречающиеся при разработке и планировании торговых объектов?
3. Какие Вы видите пути «исправления ошибок»? Насколько оправданы расходы на «реконцепцию»? Как быстро, в среднем, они могут окупиться?