Первая победа Starbucks
Американская сеть кофеен Starbucks Corporation одержала в России первую судебную победу за свой товарный знак. Вчера российская компания “Старбакс”, зарегистрировавшая на себя брэнд Starbucks и требовавшая лишить американскую сеть прав на продажу кофе под маркой Starbucks Coffee, проиграла суд.
Арбитражный суд Москвы вчера отказал ООО “Старбакс” и строительной компании “Пресс” в удовлетворении иска к Роспатенту, сообщило агентство “Интерфакс” со ссылкой на представителей суда. Таким образом суд подтвердил законность регистрации Роспатентом 6 апреля 2004 г. товарного знака Starbuсks Coffee за Starbuсks Сorporation по 30-му классу товаров (кофе и кофейные напитки).
Как рассказал “Ведомостям” Евгений Ариевич, партнер юридической компании Baker & McKenzie, представляющей интересы Starbucks в России, решение суда создаст “плацдарм для дальнейшего наступления на самозванцев”, которым удалось лишить американскую корпорацию прав на марку Starbucks Coffee в России по ряду товарных классов, в том числе на услуги кафе и ресторанов.
Президент Starbucks Coffee International Мартин Коулз настаивает на том, что его компания — единственный владелец торговой марки Starbucks в России. Связаться с представителями ООО “Старбакс” и “Пресс” вчера не удалось. Ранее юрист Сергей Зуйков, известный на рынке громкими спорами за торговые марки с крупными западными компаниями признался, что консультирует “Старбакс” и “Пресс”.
Недавно ООО “Старбакс” также обратилось в палату по патентным спорам Роспатента с требованием аннулировать регистрацию и других товарных знаков (Starbucks, Starbucks barista и пр.), которую Starbucks получила в 2004 г., сказал Ариевич. По его словам, американская компания “намерена защищать свои права” на марки и будет добиваться возвращения регистрации Starbucks Coffee по другим классам, однако отказался раскрыть ее дальнейшие шаги.
Но юристы полагают, что корпорации будет непросто восстановить свои права. Партнер юридической фирмы “Городисский и партнеры” Владимир Бирюлин сомневается, что Starbucks удастся вернуть регистрацию знака Starbucks Coffee по остальным классам через суд, так как формально закон на стороне оппонентов американской сети. Корпорация не использовала марки по назначению, и теперь ей остается ждать еще три года, чтобы лишить российские компании прав на знак Starbucks Coffee на том же основании, говорит Бирюлин. Владелец юридической фирмы “Усков и партнеры” Вадим Усков уверен, что американцам удастся отстоять свои права на имя: “Действия Зуйкова — не что иное, как злоупотребление правом”.
Ранее гендиректор ООО “Старбакс” Наталья Носова рассказывала “Ведомостям” о планах развития собственной франчайзинговой сети ресторана под вывеской Starbucks Coffee. За лицензию на использование знака для открытия ресторана или кафе предполагалось брать $30 000. Кроме того, Носова планировала также открывать и собственные кофейни с таким названием.
Сама же Starbucks пока не спешит открывать кофейни в России. Коулз сообщил, что пока у Starbucks Coffee International нет конкретных планов по развитию сети кофеен в России, несмотря на то, что в компании “высоко оценивают потенциал российского рынка и сейчас занимаются его исследованием”
Справка:
Американская Starbucks зарегистрировала свой знак в России еще в 1997 г. А в 2002 г. компания “Пресс” попросила палату по патентным спорам Роспатента аннулировать регистрацию знака Starbucks Coffee, поскольку он не используется более трех лет. Нынешней весной Роспатент удовлетворил эту просьбу и отменил регистрацию знака Starbucks Coffee по классам МКТУ 32 (минеральные и фруктовые напитки) и 42 (услуги ресторанов, кафе) из-за длительного неиспользования. Как указано в материалах палаты, копия которых имеется в распоряжении “Ведомостей”, американцы могут продавать под маркой Starbucks в России только кофе и кофейные напитки, факт поставок которых в 2000–2001 гг. компании удалось доказать. А в сентябре Роспатент выдал свидетельство на знак, содержащий слово Starbucks, компании ООО “Старбакс”, не имеющей отношения к американской сети. Американская Starbucks Corporation со штаб-квартирой в Сиэтле управляет сетью из 8000 кофеен более чем в 30 странах (4700 заведений принадлежат самой корпорации). Компания также владеет брэндами Seattle’s Best Coffee и Torrefazione Italia, под которыми работают 100 кофеен в США. Продажи корпорации в 2003 г. составили более $4 млрд, прибыль – $268 млн.
Антон Сарайкин, Кирилл Корюкин