Bata решила торговать сама
Одна из крупнейших мировых обувных сетей, канадская Bata, будет работать на российском рынке самостоятельно. Как стало известно “Ведомостям”, компания выкупила у владельцев своего российского франчайзи компанию Al Miro. Это первый пример прямого выхода на российский рынок столь крупной международной обувной компании.
Bata уже работала в России — с 1994 по 1998 г. компания открыла в Москве 23 магазина. Но после кризиса проект был свернут из-за неблагоприятной ситуации в стране. С 2003 г. магазины Bata опять появились в стране — ее франчайзи, компания Al Miro, открыл в Москве четыре магазина. Вчера Фабио Тронкетти, управляющий директор европейской штаб-квартиры Bata, рассказал “Ведомостям”, что в ноябре 2004 г. Bata купила Al Miro, обладавшую эксклюзивными правами на открытие магазинов Bata в России. Al Miro была основана двумя российскими предпринимателями — Владимиром Усачевым и Алексеем Климашиным. Усачев подтвердил факт сделки, отметив, что он и его партнер изначально планировали продать долю в Al Miro компании Bata.
На базе Al Miro уже создана компания “Компрус”, которая на 100% принадлежит итальянской Compar, “дочке” канадской Bata, рассказал Тронкетти. Компания обошлась покупателю в 850 000 евро, уточнила гендиректор “Компруса” Светлана Чуйко.
Канадская компания намерена расширить свое присутствие на российском рынке. До 2007 г. “Компрус” планирует открыть не менее 13 магазинов Bata, преимущественно в Москве и Петербурге. Параллельно планируется продавать франшизу. Чуйко рассчитывает, что уже в 2005 г. объем продаж в собственных магазинах Bata составит 3,5 млн евро, а к концу 2007 г. — не менее 11 млн евро.
Самостоятельный выход Bata на российский рынок позволил убрать 30%-ную розничную наценку, которую раньше устанавливал франчайзи, объясняет Чуйко. Теперь, по ее словам, “обувь Bata в Москве стоит столько же, сколько в Италии”, — около 60 евро за пару.
Пока успехи Bata на российском рынке и ее планы выглядят довольно скромными на фоне показателей крупнейших отечественных компаний (так, у холдинга “Эконика” — примерно 100 магазинов, оборот в $2003 г. составил около $30 млн).
Однако российские обувщики признают, что приход Bata — значительное событие для отечественного рынка. “Это первый столь сильный мировой игрок, который начинает работать в России без посредников”, — уверяет Анастасия Татулова, директор по маркетингу ТД “Белка” (марка обуви Ralf Ringer). При этом, считает она, у Bata хорошие шансы создать в России крупную торговую сеть благодаря хорошему качеству и ассортименту своей продукции, так как в России немного компаний, продающих качественную обувь по $70-80 за пару и Bata может привлечь внимание конкурентов и покупателей к этому сегменту.
По мнению гендиректора Национального обувного союза Натальи Демидовой, Bata, устанавливая собственную ценовую и маркетинговую политику, может получить серьезное преимущество перед другими иностранными компаниями. Правда, считает Демидова, невысокие цены Bata будет держать только на первом этапе своего развития в России, а потом “их подравняет рынок”.
Николай Борисов
Елена Виноградова