Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Торговые центры |Ирина Анисимова, Исполнительный директор компании ASTERA ( Санкт-Петербург )


Россия | 08 февраля 2005 | Недвижимость Транспорт

Ирина Анисимова, Исполнительный директор компании ASTERA ( Санкт-Петербург )

1. Как бы Вы могли оценить в процентном соотношении, разницу затрат при строительстве подземного и наземного объекта?

Строительство подземного объекта обойдется гораздо дороже. Возникнут дополнительные затраты на фундаменты, на проведение земляных работ, на проведение кабелей, на сети. Строительство стены в грунте удорожает любой проект минимум на 50%, а может быть и в два раза, в зависимости от заглубленности, состояния грунтов. Например, при строительстве ТК «Охотный ряд» пришлось отводить речку Неглинку, а археологам разобрать по кирпичикам древний мостик.

На уровне первого подземного этажа затраты составляют минимум +40%. Чем глубже, тем дороже.

2. Существуют ли определенные требования к участку земли, выделенной под строительство подземного объекта? Международная практика.

При строительстве подземных объектов необходимо ориентироваться на геопоснову. Геоподоснова - состояние грунтов, наличие грунтовых вод, рек. Эти состояния выявляются посредством геологических (тип грунта, их состав) и геодезических (расположение рек на местности) работ.

3. Какие преимущества и недостатки существуют у подземных торговых центров над наземными?

Среди преимуществ - возможность их создания внутри городской черты, например в центре города.

Недостатки: плохая автотранспортная доступность; высокая стоимость строительства, высокая цена эксплуатации, отсутствие визуального контакта.

В Международной практике такие комплексы строятся редко. Пешком по магазинам не ходят В Европе обычная практика строить одноэтажные (иногда 2х этажные, в зоне универмагов) наземные ТК за чертой города с хорошей транспортной доступностью и большими бесплатными парковками. Там вообще основной показатель - экономический, т.е. стоимость земли, строительства, емкость рынка и покупательная способность. Также, в Европе люди, в отличие от России, не ходят в магазины каждый день, а посвящают им субботу целиком, как правило, 2 или 3 раза в месяц.

4. Существует ли разница в уровне продаж в подземном и наземном центрах? Способны ли такой психологический фактор, к примеру, как боязнь подземелья повлиять на потребительскую активность?

На данный момент в Москве реализован только один проект ТК «Охотный ряд». Благодаря своему местоположению и продуманной концепции он является успешным. На уровень продаж влияет месторасположение и концепция торгового центра. Что касается расположения, то участок должен располагаться в проходном месте. Реализованный на данный момент проект ТК « Охотный ряд» не только находится в историческом центре города, он также соединен со станцией метрополитена. Это обеспечивает дополнительный приток покупателей. Обратите внимание, что почти все заявленные проекты подземных торговых комплексов ( торговый центр под площадью Павелецкого вокзала и под Пушкинской площадью, торговый подземный центр под площадью Белорусского вокзала) расположены в непосредственной близости от Садового кольца и около станций метро.

Что касается психологических факторов - если человек подвержен клаустрофобии ему и наземном торговом комплексе будет нелегко, так как там тоже искусственное освещение.


Тема дня