Дилеры раскидывают сети
Крупнейшие отечественные автоторговые компании подвели итоги работы за 2004 г. Рост рынка новых иномарок в России удивил самих дилеров — год назад они не прогнозировали такого значительного объема продаж. Заработанное торговцы направили на расширение торговых сетей, и за минувший год только в Москве появилось несколько десятков новых автосалонов.
Большой рывок
Дилеры и эксперты автомобильного рынка отмечают резкий рост объемов продаж новых иномарок, который был зафиксирован в 2004 г.
По словам независимого эксперта автомобильного рынка Сергея Алексейчука, за счет удвоения рынка импортных машин все основные продавцы иномарок увеличили свои объемы продаж в 1,5-2 раза.
Позиции лидеров на этом рынке практически не поменялись. По оценке ассоциации “Российские автомобильные дилеры”, по объемам продаж новых иномарок в России лидирует компания “Рольф-Холдинг” (Mitsubishi и Hyundai), за ней следуют “СП Бизнес Кар” (Toyota и Lexus), “Независимость” (Volkswagen, Ford, Audi), “Мэйджор” (Mercedes, Audi, Toyota, Ford, Volvo, Mazda, Land Rover).
Дилеров вывезли “корейцы”
В числе причин лидерства компании Тараканов из “Рольф-Холдинга” также называет строительство больших торгово-сервисных центров по обслуживанию автомобилей. “Мы не ставим себе цель накопить большой портфель брэндов, — говорит он, — и, начиная работать с новым брэндом, сразу готовим серьезную торгово-техническую базу”.
По его словам, некоторые компании, которые ставят цель собрать максимальное количество брэндов, довольствуются минимумом требований производителя к дилерским центрам. Сергей Курцев, директор по маркетингу компании “Мэйджор”, напоминает, что в 2004 г. автопроизводители стали лишать статуса официального дилера за несоответствие требованиям. По словам Алексейчука, в 2004 г. статуса дилера лишились не менее 10 компаний.
Деньги — в строительство
По словам Тараканова из “Рольф-Холдинга”, свободные средства, появившиеся у дилеров из-за быстрого роста рынка, реинвестируются в развитие бизнеса, в основном в открытие новых дилерских центров. По его словам, сумма капитальных инвестиций “Рольф-Холдинга” в 2004 г. в розничные продажи составила около $40 млн, а в 2005 г. планируется потратить $107 млн.
“Эти деньги вкладываются в строительство новых дилерских комплексов и складов”, — говорит он. В 2004 г. его компания построила два дилерских комплекса в Москве — “Рольф-Восток” и “Рольф-Химки”, а в 2005 г. планирует построить еще пять дилерских центров — один в Санкт-Петербурге и четыре в Москве.
Объем инвестиций в развитие сети компании “СП Бизнес Кар” в 2004 г. составил около $10 млн, а в 2005 г. вырастет до $54 млн.
По словам Скольского, эти средства будут направлены в строительство двух торгово-технических центров Toyota и Lexus. “Toyota и Lexus требуют, чтобы их марки продавались отдельно от других брэндов”, — говорит он. По его словам, такие требования стимулируют дилеров строить новые торговые центры.
О своих строительных планах объявил и “Автомир”. Как сообщается в официальном пресс-релизе компании, в 2004 г. компания открыла два новых дилерских центра по продаже иномарок, а на 2005 г. запланировано строительство трех торгово-сервисных комплексов в Москве и одного дилерского центра в Санкт-Петербурге.
По словам дилеров, к строительству новых автосалонов дилеров побуждают возросшие требования со стороны автопроизводителей. “Крупные компании инвестируют в строительство новых дилерских комплексов, изначально соответствующих возросшим требованиям производителей, — говорит Тараканов из "Рольф-Холдинга", — а производители заинтересованы в том, чтобы их машины продавались сильными дилерами, способными инвестировать в развитие”. Александр Брук, PR-менеджер компании “Автомир”, добавляет, что в последний год изменились требования покупателя. “Если пару лет назад человек ориентировался в первую очередь на определенную марку, то сейчас для него стали иметь значение качество обслуживания, условия гарантии, удобство покупки, — говорит он, — это особенно хорошо видно на примере взлета продаж Hyundai”.
По словам директора отдела маркетинга компании “Мэйджор” Сергея Курцева, увеличение объемов строительства дилерских центров связано с ростом рынка, а старые строения перепрофилировать уже невозможно. Он согласен с тем, что требования производителей к дилерам возрастают: “Любой производитель требует строительство полноценного дилерского центра по мировым стандартам и только с нуля”.
А производители утверждают, что их требования к дилерам были едины и для российских, и для европейских компаний с начала работы на внутреннем рынке. По словам Екатерины Кулиненко, пресс-секретаря российского представительства компании Ford, требования компании к дилерам в России идентичны с европейскими и изменяются только в соответствии с запросами покупателя.