Корейский автобан может соединить Петербург с Москвой
К проекту платной автотрассы Москва — Петербург начинают прицениваться частные инвесторы. Как стало известно “Ведомостям”, “стройкой века” заинтересовалась корейская Lotte Group. Чиновники уверяют, что вложить деньги в автобан стоимостью более $6 млрд жаждут не только корейцы.
Новая платная дорога Москва — Петербург пройдет в обход населенных пунктов и позволит водителям добираться из одной столицы в другую за четыре с половиной часа, рассказывает руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров.
Основным потребителем услуг новой трассы станут компании, доставляющие товары из санкт-петербургского порта в Москву, полагают чиновники. Автобаном будут пользоваться 90% грузоперевозчиков, если стоимость проезда по ней не превысит 1000 руб. за машину, полагает замдиректора транспортной компании “Трастфорум” Александр Нестеров. “Если туда-обратно можно будет съездить за сутки вместо двух или трех, это будет выгодно”, — объясняет он. К тому же существующая трасса разбита. “Все ездят и чертыхаются, — рассказывает Нестеров. — Наездив полгода на любой машине — что на нашей, что на иномарке, — приходится полностью ремонтировать подвеску”.
Новый автобан должен стать образцом частно-государственного партнерства. По замыслу чиновников как минимум половину инвестиций в ее строительство возьмут на себя частные инвесторы. В прошлом году Минтранс оценил стоимость проекта в 180 млрд руб. Окончательную цену вопроса определят “ГипродорНИИ” и Ernst & Young, выигравшие конкурс Минтранса. Подряд на строительство и права на эксплуатацию трассы чиновники собираются выставить на конкурс уже в декабре. По планам Минтранса, стройка начнется в 2006 или 2007 г. и продлится четыре-пять лет.
Хотя конкурс еще не объявлен, инвесторы уже начинают интересоваться деталями проекта. Представители Lotte Engineering & Construction потратили три недели на изучение действующей трассы, после чего выразили готовность к сотрудничеству, рассказывает Сергей Быстров, директор федерального госучреждения “Дороги России”, которое выполняет функцию госзаказчика строительства платных автотрасс. Факт переговоров с российскими властями о строительстве платной дороги Москва — Петербург подтвердил представитель офиса Lotte в Сеуле. По его словам, компания пока не приняла окончательного решения об участии в проекте.
“Для компаний, строящих платные дороги, интересны проекты с трафиком от 20 000 машин в сутки, — объясняет Быстров. — Мы же готовы предложить им трафик от 100 000 машин с ежегодным приростом на 3-7%”. Помимо собственно платы за проезд инвесторы смогут зарабатывать на торговых комплексах, отелях и рекламы вдоль трассы. Если на Западе нормальный срок окупаемости платной дороги — 20-25 лет, то в России окупаемость подобных проектов должна составить в среднем 15 лет, утверждает Быстров.
Lotte — не единственный претендент на участие в строительстве автобана, утверждают чиновники. По словам Белозерова, проектом интересуются турецкие компании и российские ФПГ. Их названия он не раскрывает. Никто из отечественных инвесторов, опрошенных “Ведомостями”, не признался в том, что жаждет вложиться в трассу между столицами. У “Интерроса” и “Альфа-Эко”, по словам их представителей, был интерес к созданию автобанов, но сейчас такие проекты не рассматриваются. АФК “Система” два года назад решила сосредоточиться на существующих направлениях развития, в которые дорожное строительство не входит, напоминает советник президента группы Владимир Рудашевский.