"Седьмой Континент" дозрел до регионов
Сеть "Седьмой Континент", до последнего времени присутствовавшая лишь в Москве, выходит на региональный уровень. Вчера компания подписала соглашение с девелопером "Сити парк" об аренде площадей в строящемся торговом центре в Челябинске. Для региональной экспансии московская компания выбрала новый для себя формат – гипермаркет, посчитав его наиболее подходящим для выхода в регионы. Эксперты полагают, что таким образом "Седьмой Континент" облегчит управление своими удаленными объектами на начальном этапе, а также подготовит почву для вывода в регионы магазинов меньшего формата.
Компания "Седьмой Континент" основана в 1994 г. и на сегодня включает 80 магазинов, позиционирующихся в различных сегментах: магазины-люкс "Пять звезд", супермаркеты "Седьмой Континент" и экономичные супермаркеты "Семь шагов". В конце весны в Москве откроется и первый объект в формате гипермаркет – "Наш Гипермаркет". Оборот компании в 2004 г. составил $495,8 млн, чистая прибыль – $29,4 млн. "Седьмой Континент" – первая розничная компания, вышедшая на IPO. В ноябре прошлого года таким образом "Семерка" продала 13% своих акций за 2,3 млрд руб.
До сих пор "Седьмой Континент" развивался только в Москве. Сейчас же компания, очевидно, посчитала свои позиции в столице достаточно прочными для того, чтобы расширить сеть на другие рынки. "Москва является стратегически важным для нас рынком. И до сих пор мы предпочитали не распылять свои силы, так как Москва – самый большой среди российских регионов, и в последние годы цивилизованная торговля росла здесь самыми быстрыми темпами, – сообщила RBC daily пресс-секретарь "Седьмого Континента" Анна Зайцева. – В ближайшие годы мы планируем начинать региональную экспансию: будем открывать магазины в новом для нас формате – гипермаркет. Также рассматриваются возможности развития в традиционных для сети форматах".
Первый региональный "Наш Гипермаркет" общей площадью 11 тыс. кв. м расположится в строящемся сейчас торговом центре на арендованных площадях в Челябинске. Гипермаркет откроется на первом этаже торгового комплекса, предположительно в августе 2006 г. "Вполне оправдано, что "Семерка" начинала свой выход в регионы с гипермаркета, – заявил RBC daily президент холдинга "Марта" (развивает сеть супермаркетов Billa и Grossmart) Георгий Трефилов. – Наш опыт показывает, что с крупным форматом выходить в регионы легче: большим магазином легче управлять, чем несколькими маленькими. Наша политика в регионах – это выход с форматом гипермаркета, за которым последует открытие магазинов более мелкого формата. Возможно, по этому пути пойдет и "Седьмой Континент"". Анна Зайцева объяснила выбор формата тем, что в регионах покупатели активно переключаются на цивилизованную торговлю, а гипермаркет – одна из форм, призванная сменить оптовые рынки.
В настоящее время ритейлеры активно заняты освоением региональных рынков: большинство крупных розничных сетей заявили о своих региональных планах. Поэтому тем, кто не начнет развиваться в российской глубинке сейчас, впоследствии может просто не хватить места. Кроме того, затраты на продвижение бренда на насыщенном рынке будут гораздо выше. Уже сейчас, по признанию аналитиков, конкуренция на многих региональных рынках достаточно высока. Поэтому выбор региона "Седьмым Континентом" очень многие объясняют тем, что в Челябинске не представлены крупные федеральные сети. "Для Челябинска гипермаркет – новая форма торговли, и "Седьмой Континент" вполне может добиться успеха, если правильно спозиционирует свой магазин и будет проводить подходящую ассортиментную политику", – сказала RBC daily старший аналитик ИФК "Метрополь" Наталья Мильчакова. "Региональная ритейловая Мекка – Казань – уже очень насыщена ведущими сетями, там присутствует и наша компания, и "Рамстор", и "Метро", – рассказывает Георгий Трефилов. – В уральском же регионе цивилизованная торговля пока практически не представлена, сильных игроков там нет. Хотя меня немного удивляет выбор Челябинска, все же крупнейшим городом региона является Екатеринбург, покупательная способность населения которого значительно выше, чем в Челябинске. Хотя, с другой стороны, Челябинск – промышленный центр, в котором формат гипермаркета на данный момент не представлен, и проект "Семерки", скорее всего, будет успешен".
В "Седьмом Континенте" считают, что текущая экономическая ситуация в регионах благоприятствует развитию предприятий розничной торговли. "К тому же на сегодняшний день в регионах жесткой конкуренции нет даже на уровне супермаркетов. Розничные ниши не заполнены, и в ближайшие годы данный сегмент рынка будет активно развиваться", – считает Анна Зайцева. Очевидно, региональное развитие "Седьмого Континента" не будет стремительным. "Открытие гипермаркета подразумевает большие инвестиции и соответственно влечет за собой большие риски с точки зрения рентабельности и возможной окупаемости, – отмечает г-жа Зайцева. – Поэтому прежде, чем выходить на тот или иной региональный рынок со столь затратным проектом, необходимо провести серьезное исследование и оценку возможной окупаемости". Но, по мнению экспертов, даже сам факт выхода в регионы сыграет "Семерке" на руку с точки зрения инвестиционной привлекательности компании. "Несомненно, любая крупная розничная сеть стремится стать общенациональной, – считает Наталья Мильчакова из ИФК "Метрополь". – Региональное присутствие важно для публичной компании, которая собирается котироваться на западных рынках – это вызовет дополнительный интерес инвесторов". Елена Желобанова