В поисках склада
В ближайшие три-четыре года таможенники планируют резко сократить количество складов временного хранения (СВХ). Пользоваться ими разрешат только мелким компаниям, не имеющим опыта внешнеэкономической деятельности, а крупные фирмы должны будут хранить свои грузы на собственных складах.
Несмотря на то, что это предупреждение сделал вчера начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Павел Корчажкин, коснется оно абсолютно всех участников ВЭД, пересекающих российскую границу на любом ее участке. «Уменьшение числа складов вписывается в рамки Таможенного кодекса (ТК), который предусматривает возможность использования упрощенной процедуры таможенного декларирования.
Компании, которые захотят ей воспользоваться, смогут хранить товары на собственных складах»,- сообщил «Бизнесу» ведущий специалист ООО СТМ Валерий Глыздов. К тому же, согласно документу, импортер может размещать товары непосредственно на складе получателя.
С введением нового ТК в прошлом году количество СВХ сократилось, по сравнению с 2003 годом, в два раза. На конец 2004 года число складов не превышало 700. Только на территории Москвы действовало около 280 складов, и чиновники из Федеральной таможенной службы (ФТС) еще тогда предупредили, что не будут создавать новые склады.
В целом тенденцию уменьшения количества СВХ эксперты называют положительной. «Любая компания заинтересована в том, чтобы ее товар шел не на СВХ, а на собственный склад. Если таковой имеется, то участник ВЭД сможет избежать лишних издержек, связанных с оплатой складских услуг и простоем товаров, так как будет проводить таможенные процедуры на своем складе»,- объяснил «Бизнесу» исполнительный директор компании STS Logistics Рустам Юлдашев.
По его словам, отсутствие звена СВХ в цепочке доставки товара выгодно для компаний еще и тем, что позволяет хранить разносортные товары вместе, ведь зачастую СВХ существуют только для определенных видов грузов, что приводит к искусственному созданию монополии в этом секторе.
Пока непонятно, насколько резко таможенники хотят уменьшить долю СВХ. Пресс-служба ФТС отказалась предоставить какую-либо информацию по данному вопросу. Но эксперты уже сейчас предупреждают, что слишком сильное сокращение количества СВХ может ударить по малым компаниям, большинство из которых не имеет собственных складов и вынуждено пользоваться СВХ. Например, участники ВЭД уже испытывают неудобства при перевозках морским путем. Дело в том, что с прошлого года ликвидированы СВХ в акваториях портов, поэтому товар хранится не в специально оборудованных помещениях, а прямо на портовой территории.
Дальнейшее исчезновение складов приведет к тому, что и малым компаниям нужно будет искать места для хранения грузов. «Компаниям придется либо арендовать любое помещение, не имеющее лицензии таможенных органов, либо „скидываться” между собой и строить общий складской комплекс. Это потребует немалых затрат»,- говорит Валерий Глыздов.
По его словам, главный критерий, по которому таможенники будут отличать малые компании от крупных,- это стаж работы, который должен быть не менее трех лет. Именно столько времени компании нужно проработать на внешнем рынке, чтобы получить право применять упрощенную процедуру таможенного декларирования, которая и дает право хранить товары на собственных складах. А таким возрастом могут похвастаться только крупные фирмы.
ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА