Цвет:0abc



Россия | 31 мая 2005 | Недвижимость

«Садко» свое отыграл

Последняя точка некогда лучшей в Москве торговой сети «Садко» прекратила существование: обанкротилась торговая галерея «Садко Аркада» в «Экспоцентре». Арендаторы, изгнанные из «Экспоцентра» вместе с «Садко», объясняют банкротство неграмотным управлением, а аналитики уверены, что «Экспоцентр» - вообще не место для торговли.

«Садко Аркада» - один из старейших торговых комплексов Москвы. Его история началась в 1992 году: тогда супермаркет в «Экспоцентре» стал вторым в сети «Садко», созданной с участием неназванных швейцарских инвесторов. Однако, по утверждению арендаторов «Садко Аркады», после кризиса 1998 года пакет акций, принадлежавший швейцарским инвесторам, выкупил российский предприниматель, совладелец ночных клубов «Арлекино» и «Луксор» Александр Черкасов. По данным системы «Интерфакс-спарк», ООО «Садко Аркада» на паритетной основе принадлежало неназванному физическому лицу и ЗАО «Садко Интер», председателем совета директоров которого являлся Александр Черкасов.

Площади, арендованные «Садко Аркадой» у «Экспоцентра», составляли около 8 тыс. кв. м. Арендаторами были магазины «Спорт+Мода», Life Style, Organza, Via Roma, Leonardo и ряд других, в основном бутики класса «люкс» и дорогие рестораны. «После банкротства „Садко ” арендаторы хотели остаться в прежних помещениях, однако мы решили, что будем использовать их сами»,- говорит Андрей Мальцев, менеджер компании «Экспокомплекс» («дочка» «Экспоцентра», сдающая в аренду площади выставочного комплекса).

«Нам так нравилось помещение, что мы даже рассматривали вариант арендовать его целиком на условиях „Экспоцентра”, который требовал, чтобы там оставили как минимум три ресторана»,- рассказал гендиректор сети «Спорт+Мода» Игорь Нефед.

«Возможно, Черкасов хорошо управлял ночным клубом или казино, но с управлением элитным торговым центром ему справиться явно не удалось»,- говорит Нефед. С ним соглашается источник «Бизнеса» в другой компании - бывшем арендаторе «Садко», который считает, что сами площади были отличными, а погубило их неграмотное управление: «Все начало разваливаться именно с 1999 года».

Впрочем, руководитель отдела развития сети «Дикая Орхидея» (арендовала магазин в «Экспоцентре» до января 2004 года) Александр Шляпцев считает, что управление здесь не при чем: «Мы сами решили закрыть свой магазин в „Экспоцентре” еще за год до того, как закрылась „Аркада”: если в начале существования нашей сети это был неплохой магазин, то теперь „Экспоцентр” не устраивает нас по экономическим показателям: потоки нестабильные, да и само место не с лучшей инфраструктурой». Со Шляпцевым соглашается исполнительный директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский. «В середине девяностых „Садко” мог располагаться где угодно: других таких магазинов просто не было, и клиенты (в особенности „новые русские”) были готовы туда ездить. Сейчас же «Экспоцентр» просто неформатен, максимум, что там может располагаться,- супермаркет и кафе, обслуживающие экспонентов выставки: потоки слишком нестабильны»,- говорит Войцеховский. Впрочем, аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что шансы у «Садко» все же были: «С появлением метро и завершением строительства „Сити” он мог бы рассчитывать на достаточно большой приток клиентов. Видимо, недотянули».

ПЕТР МИРОНЕНКО ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ


Тема дня