Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Недвижимость |Торговые |Гипермаркеты |"Мосмарт" тоже хочет в Сибирь


Россия | 11 июля 2005 | Недвижимость Управление

"Мосмарт" тоже хочет в Сибирь

Число желающих построить в Сибири гипермаркет растет на глазах. В начале июля столичная сеть "Мосмарт" объявила, что она намерена осваивать Сибирь с помощью партнеров-франчайзи - это первое предложение франшизы на гипермаркеты. Планы москвичей выглядят вполне реальными - количество желающих попробовать себя в крупном формате велико, а кадров, имеющих опыт управления крупными объектами, мало. Однако местные ритейлеры считают, что одних технологий "Мосмарта" для того, чтобы удержаться на рынке, будет недостаточно.

Компания "Мосмарт" (торговый оператор одноименной сети гипермаркетов) создана бывшими топ-менеджерами "Альфа-групп" Михаилом Безелянским и Андреем Шелухиным в партнерстве с "Седьмым континентом". В сентябре 2003 года "Седьмой континент" вышел из совместного предприятия, а блокирующий пакет акций приобрела компания Eastern Property Holdings совместно с другим швейцарским фондом - ENR Russia Invest SA. Сейчас в Москве работают три "Мосмарта" общей площадью свыше 55 тыс. кв. м. Строительство четвертого, самого крупного (85 тыс. кв. м) магазина началось в Москве конце июля.

Для работы на сибирском рынке "Мосмарту" понадобится нечто большее, чем статус "первой российской сети гипермаркетов"

Как сообщила пресс-секретарь "Мосмарта" Наталья Оразова, в компании принято принципиальное решение, что в городах, отстоящих от Москвы более чем на 1200 км, компания будет развиваться, используя франчайзинг. По словам Оразовой, переговоры о продаже франшизы уже начаты с несколькими региональными компаниями. О том, что это за компании, в "Мосмарте" пока не говорят. Не уточняются и условия, на которых может начать работать потенциальный франчайзи.

По мнению менеджера по развитию международных операций компании Leeds Property Group Александра Осипова, стоимость франшизы традиционно составляет примерно 10% от объема первоначальных вложений в проект. Размер инвестиций в торговые центры типа "гипермаркет" не может быть менее $10 млн. Другими словами, за право открытия одного магазина придется выложить не менее $1 млн. Сумма выглядит вполне реальной - именно столько сейчас просит за право работать под своей маркой сеть "Пятерочка". А всего один эффективно работающий гипермаркет вполне может иметь оборот, сопоставимый с сетью универсамов среднего размера, состоящей из 15-20 магазинов.

В "Мосмарте" считают, что подготовили предложение, которое заинтересует региональные компании. Пакет документации включает план room by room (типовое решение всех помещений), описания всех бизнес-процессов, IT-решения, советы по размещению магазина и т.д. Обучение персонала будет предлагаться за дополнительную плату.

В продовольственном региональном ритейле уже есть примеры развития сети по франчайзингу. Так, в Омске и Новосибирске работают магазины сети "Пятерочка". Новосибирская сеть "Быстроном" открыла магазины в Томске и Бийске. Однако открывать по франшизе гипермаркеты в России еще никто не предлагал.

Директор по корпоративному управлению группы компаний "Сенсация" (новосибирский франчайзи "Пятерочки") Александр Агеев тоже считает, что опыт "Мосмарта" мог бы пригодиться какому-то из игроков местного рынка, вынашивающих или уже реализующих планы по строительству крупных торговых центров. То, что такой опыт может иметь ценность, показывают, по мнению Агеева, темпы развития сети "Пятерочка" в Новосибирске, которая с марта открыла уже 10 магазинов. "Прописанные технологии позволяют существенно сократить время на постановку всех бизнес-процессов", - говорит Агеев. Однако он сомневается, что франшиза "Мосмарта" в чистом виде заинтересует кого-то из местных крупных игроков. По его мнению, московской компании более логично было бы выкупить долю в каком-то из реализующихся проектов и развиваться на условиях партнерства.

Руководитель отдела маркетинга холдинга "Сибирский гигант" Наталья Замосковцева также считает, что работа под чужой маркой вряд ли сможет заинтересовать компанию, у которой уже есть собственный узнаваемый брэнд, например, "Сибирский гигант", "АЛПИ", "Холидей Классик" и т.д. "Однако для инвесторов с ресурсами, но без опыта работы на розничном рынке это может быть привлекательно", - говорит Замосковцева.

Независимый проектный менеджер (прежнее место работы - кемеровская компания "Кора") Сергей Романов думает, что "Мосмарту" не удастся быстро найти стоящих франчайзи. "Дела у существующих игроков идут очень неплохо, - говорит он. - Показатели порядка 20 тыс. рублей товарооборота на 1 кв. м торгового зала хороши даже для Москвы. В этой ситуации трудно будет убедить регионалов в преимуществе столичных "технологий". Романов согласен, что потенциально предложение может заинтересовать только девелоперские компании, специализирующиеся на торговой недвижимости, но добавляет: "Однако и им стоит крепко подумать, прежде чем входить в новый бизнес".

Александр Агеев уверен, что потенциальных партнеров "Мосмарту" имеет смысл искать только среди компаний, уже начавших реализацию своих проектов в сфере строительства торговых центров. Затевать строительство гипермаркета с нуля, по его мнению, уже поздно. Через пару лет, когда этот объект запустят, на рынке уже будут работать как минимум 5-6 таких торговых центров, что близко к критической планке.

Уже в этом году в Новосибирске должны начать работать два гипермаркета. Осенью обещает запустить здесь свой проект и красноярская сеть "АЛПИ" (10 тыс. кв. м). А к концу года должен заработать гипермаркет "Сибирского гиганта" площадью порядка 22 тыс. кв. м. В следующем году планирует закончить строительство "Торгового квартала на Фрунзе" (свыше 60 тыс. кв. м) банк "Глобэкс". В 2006 году начнется строительство торгового центра компании IKEA, где также разместится крупный продовольственный гипермаркет (у IKEA заключена предварительная договоренность на размещение в собственных торговых центрах гипермаркетов Auchan).

Стас Соколов


Тема дня