«Катерина» плетет сеть
Группа компаний ЮМАКО известна тем, что смогла одной из первых на московском рынке осуществить проект строительства гостиницы бизнес-класса «Катерина-сити», положившей начало формированию национальной сети отелей под одноименным брэндом. Сегодня кроме «Катерина-сити» в активе компании значатся «Катерина Ирис конгресс отель», «Катерина Альпик» на Красной Поляне, проект комплекса «Русский лес» в Липецке. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться инвесторам, строящим отели в Москве и за ее пределами, корреспонденту «Бизнеса» Надежде Русиной рассказал президент ООО ЮМАКО Владимир Ефимов.
- Чем был вызван интерес компании к региональным гостиничным проектам?
- После приобретенного опыта работы с московскими отелями нами было принято решение сконцентрироваться именно на Сочи - перспективном курортном регионе, своего рода городе гостиниц. Более того, в 2002 году мы предложили Сочи разработанную нами инвестиционную концепцию размещения и строительства здесь новых объектов гостиничной инфраструктуры. Сравнивать сегодня Москву с Сочи было бы неправильно: слишком разные в этих городах географические и социально-экономические условия. Тем не менее сейчас в Сочи создаются все условия для прихода инвесторов, уже было проведено три конкурса на право реализации семи инвестиционных проектов общей площадью около 170 тыс. кв. м. Так, можно предсказать усиление интереса инвесторов к курорту Красная Поляна, собирающемуся претендовать на проведение здесь зимней Олимпиады.
- Где легче и продуктивнее работать с чиновниками?
- Конечно, в бизнесе вопрос наличия договоренностей играет немаловажную роль. Местная администрация осознает необходимость создания комфортных условий для инвестора. В Сочи создается муниципальное учреждение «Инвестинформцентр», которое будет заниматься созданием единой базы по рынку недвижимости и принимать запросы по принципу «одного окна». Ранее процесс согласования разрешительной документации затягивался от восьми месяцев до года: надеюсь, что с появлением этого учреждения ситуация изменится.
- Насколько отличаются затраты на возведение схожей по параметрам гостиницы в Москве и Сочи?
- Ориентировочно сумма инвестиций только в строительство трехзвездного отеля на 200 номеров в Сочи составляет $60 тыс. за номер с учетом инфраструктуры. В курортных отелях, в отличие от Москвы, можно от многого отказаться, например от конференц-залов. Сейчас наша управляющая компания продает апартаменты в отеле «Катерина Альпик», которые в низкий сезон с нашей помощью могут быть сданы в аренду. Затраты на возведение аналогичного апарт-отеля в Москве будут очень высокими.
- Сталкиваетесь ли вы с проблемой поиска персонала?
- У нас существует собственная система обучения персонала, которая транслируется в регионы. Другой вопрос, что персонал должен быть готов к тому, что работать придется не только в высокий сезон, но и в межсезонье.
- Собираетесь вы строить гостиничную сеть или отели в регионах для компании - единичный проект?
- Гостиничная сеть сейчас активно формируется. В данный момент готовится проект делового отеля в Краснодаре категории «три-четыре звезды». Другой проект - строительство в 2005–2008 годах объекта «Сочи гольф и СПА курорт» в Хостинском районе Краснодарского края на участке площадью 166,6 га. Предполагается, что стоимость проекта составит 150 млн евро, доход от продажи недвижимости - 130 млн евро, а доход от эксплуатации - 130 млн евро в год.
- Будете ли вы привлекать какие-то международные сети в качестве партнеров?
- Сейчас мы привлекаем только шведских партнеров, выступающих у нас подрядчиками по проектно-дизайнерским работам. Нашей компании нет смысла привлекать западные сети: марка «Катерина» хорошо зарекомендовала себя еще на примере московского отеля «Катерина-сити». Тем более что обычно западные компании не вкладывают деньги в бизнес, они берут деньги за франшизу.