Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Новые проекты |Нижний Новгород: сетям становится тесно


Нижний Новгород: сетям становится тесно

По уровню развития современных форматов торговли Нижний Новгород опережает своих соседей по региону и неофициально именуется "центром Поволжья". Несколько лет назад эксперты отмечали "бум" появления в Нижнем современных торговых предприятий, московские операторы озвучивали планы экспансии в регион. Сейчас страсти по торговле в Нижнем Новгороде приутихли, – ритейл развивается, без резких скачков повторяя этапы становления отрасли как в столице, так и в мире.

Нижегородская область занимает 11-е место (2%) по доле валового регионального продукта в объеме ВВП России, причем 25% в структуре экономики региона составляет торговля (34% занимает промышленность). В городе постоянно открываются новые магазины и реконструируются старые торговые площади. По данным администрации города, за девять месяцев 2004 года количество предприятий торговли в Нижнем увеличилось на 94 объекта, общая торговая площадь которых составила 18,4 тыс. кв.м. За аналогичный период 2003 года на торговой карте города появилось то же число новых объектов, однако площадь их была больше – 27,8 тыс. кв.м. Такое уменьшение площади связано с тем, что средняя площадь открывавшихся в городе магазинов не превышала скромную цифру в 100 кв.м. Выделяются из ряда открывающихся небольших магазинчиков объекты новгородской сетевой торговли.

В Московском районе города открыты супермаркеты "Эконта" (1,1 тыс. кв.м) и "Саюс" (205 кв.м). Всего же по состоянию на 1 октября 2004 года в городе действуют 2690 магазинов торговой площадью 426,6 тыс. кв.м, из них 945 – объекты, занимающиеся продажей продовольствия.

Недвижимость определяет правила

Продовольственные магазинчики с совсем небольшим торговым залом – это своеобразная форма магазина "у дома", ассортимент которого составляют только самые необходимые продукты. В Нижнем Новгороде существует реальная нехватка нежилых помещений, которые можно было бы использовать для открытия полноценных продовольственных магазинов. Одно из решений этой проблемы – перевод первых этажей домов в нежилой фонд, а также использование производственных помещений. Этот способ используется очень широко, о чем свидетельствует следующее соотношение – из 94 открывшихся магазинов 80 появились именно на таких "отвоеванных" у жилого и производственного фонда площадях. Другой выход из сложившейся ситуации – это перемещение сетевых магазинов на окраины города. Связано это не только с тем, что в центре уже укрепился "костяк" торговых предприятий и найти свободные площади для открытия новых практически невозможно, но и с разницей арендных ставок в центре и на окраинах. Если в центральных районах предпринимателю придется выложить до $1,4 тыс. в год за 1 кв.м, то средняя ставка на окраинах ровно в два раза ниже. Третий вариант для сетевых структур – выход за пределы города в районные центры. И многие нижегородские ритейлеры пошли именно по этому пути.

Своими силами

Одна из отличительных особенностей нижегородской сетевой торговли состоит в том, что достаточно крупные сетевые структуры появились в городе самостоятельно, без вмешательства "центра". До сих пор составляя основу продовольственной торговли, они вовсе не собираются уступать свои позиции крупным общероссийским сетевым операторам. На данный момент основными нижегородскими продовольственными сетями являются "Национальный торговый альянс" (НТА), объединяющий более 80 магазинов различных форматов ("Эконом", "Эконта", "Караван", "Компас", "Пятачок"), "XXI век", "Райцентр", "Народный", "Саюс", "Мясновъ", "Андреевский", "Нижегородский торговый союз". "Пришельцы" из столицы – это сеть Spar, принадлежащая сейчас ТД "Перекресток", и первый в городе гипермаркет "Рамстор" в ТЦ "Шоколад". О планах открытия собственного гипермаркета "О`Кей" заявила питерская компания Dorinda Holding. В июле 2005 года в Нижнем Новгороде распахнет двери первый магазин Metro.

Необходимо отметить тот факт, что рынок сетевой торговли в городе почти полностью заполнен. Ведущие розничные операторы строят планы по завоеванию крупных населенных пунктов Нижегородской области и даже по выходу за пределы региона. Большинство сетей уже открыли свои представительства в Дзержинске, другими перспективными городами являются Кстово, Павлов, Выкса, Заволжье, Арзамас.

История большинства компаний, управляющих продовольственными сетями, начиналась с оптовой торговли. Недаром Нижний Новгород славится своим развитым оптовым рынком. Так, сеть социальных магазинов "Саюс" "выросла" на базе фирмы, которая уже 10 лет является крупной компанией по продаже сахарного песка в Нижнем Новгороде.

Сеть универсамов "Райцентр" стала детищем крупного холдинга "ВКТ", который специализируется на оптовой торговле продуктами питания по нижегородской области.

"Когда в городе стали появляться розничные сети, и руководители холдинга увидели, что это может стать выгодным бизнесом, было решено развивать сеть магазинов", – рассказывает начальник отдела маркетинга сети "Райцентр" Владислав Афроськин.

Некоторые более молодые сети изначально организовывались как розничный бизнес. Сеть "Мясновъ", в магазинах которой продаются только две категории товаров – алкогольные напитки и колбасы, создал бывший директор НТА Владлен Альтшуллер.

Зарождение форматов

Многие нижегородские магазины создавались без разработки четкой концепции, и лишь потом определяли свое место в иерархии форматов, исходя из особенностей работы уже открытого торгового предприятия. Этот факт может проиллюстрировать история развития сети "Гипермаркет XXI век". Торговые объекты по общепринятой номенклатуре являются супермаркетами, однако в то время, когда первый магазин сети открыл свои двери, он по площади и количеству ассортиментных позиций настолько опережал конкурентов в городе, что название "гипермаркет", казалось, себя оправдывало. Но с появлением в Нижнем Новгороде достаточно большого количества супермаркетов и первого гипермаркета "Рамстор", разница в характеристиках между двумя форматами стала очевидна для всех. Сегодня сеть "Гипермаркет XXI век" состоит из двух гипермаркетов, которые на самом деле являются супермаркетами, и двух "магазинов у дома".

На заре появления в Нижнем Новгороде сетевых структур наиболее востребованным форматом был, конечно, не супермаркет, а социальный магазин, основная покупательская группа которого сходна с посетителями формата "дискаунтер". В этом формате работали в частности сеть "Саюс" и компания "Нижегородский торговый союз" (магазины "Восток" и "Проспект"). Такой интерес ритейлеров к данному формату объяснялся не только низкой покупательской способностью населения в те годы. Для предпринимателей выгода заключалась еще и в том, что законодательство предусматривало низкие ставки арендной платы для социальных магазинов. Однако постепенно этот формат стал пользоваться все меньшей популярностью.

"Мы открывали "социальные" магазины с 1998 года, у нас было 30 объектов, но сегодня мы закрыли ряд точек. Связано это, прежде всего, с увеличением доходов населения, – рассказывает Александр Бочкарев, генеральный директор компании "Саюс". – Мы решили запустить новую сеть "У дома". Характеристики будущих магазинов: торговая площадь до 200 кв.м, круглосуточный режим работы и полный ассортимент товаров первой необходимости".

О перспективности формата "магазина у дома" говорят практически все нижегородские ритейлеры. "Нижегородский торговый союз" начал переоборудовать свои магазины, создавая новую сеть супермаркетов "Ассорти", площади ее магазинов будут варьироваться от 900 до 2 тыс. кв.м, ассортимент значительно расширится, и покупателями новых торговых точек будут люди с более высоким уровнем дохода.

Розничная сеть "Райцентр" первоначально строилась по концепции "магазин у дома".

"Мы работаем в формате "у дома" с первого дня, как в Нижнем, так и в Дзержинске, – рассказывает Владислав Афроськин. – Средняя площадь магазинов – 300–400 кв.м. Наш покупатель – человек со средним доходом, ориентировочно – 10–15 тыс. рублей на человека в месяц. Эта категория населения составляет 60% посетителей магазинов и приносит основную часть выручки. Население же с высоким уровнем дохода – это клиенты гипермаркетов, в частности, пришедших из Москвы".

Наглядный пример

Настоящий гипермаркет появился в Нижнем совсем недавно – это "Рамстор" в ТЦ "Шоколад". Его удачная деятельность показала нижегородским ритейлерам, что данный формат в городе востребован, и крупнейшая сеть Нижнего "НТА" заявила о строительстве своего первого "гипера", который должен открыться в строящемся торговом центре, в районе Московского вокзала. Строительством гипермаркета "Карусель" должен закончиться долгий период исканий своей ниши в городе питерского оператора "Пятерочки". В течение нескольких лет "Пятерочка" пыталась найти покупателей для франшизы, однако региональные предприниматели предпочли развивать собственные сети. Гипермаркет "Карусель" площадью 15 тыс. кв.м должен быть открыт в конце 2005 года на Московском шоссе. О планах покорения нижегородского рынка также заявляло руководство сети гипермаркетов "Мосмарт", выходящей в регионы под маркой "Росмарт".

Пережитки прошлого

Бурное строительство "гиперов" и переход операторов с формата "социальный магазин" на "магазин у дома", казалось бы должно свидетельствовать о развитости торговли города. Однако большинство продовольственных магазинов здесь до сих пор работают по прилавочной системе, к которой потребители привыкли с советских времен. Отторжение представителями отдельных слоев населения идеи самообслуживания проявляется в некоторых районах и сегодня.

"Клиенты, которые привыкли ходить в магазины прилавочного типа, изначально недооценивают магазины самообслуживания, не понимают удобства возможности взять товар в руки, разглядеть его, – рассказывает Владислав Афроськин. – Были моменты, когда пожилые покупатели возмущались, что торговые точки переделаны под самообслуживание, но потом, почувствовав разницу, начинали ходить к нам".

"На выбор системы обслуживания влияет место расположения торговой точки, – уточняет Александр Бочкарев. – Например, в Сормовском районе проживает много немолодых людей, которые скорее пойдут на рынок, где можно пообщаться в очередях, чем придут за покупками в магазин самообслуживания. У магазинов на оживленных улицах высокая проходимость, и там лучше ввести самообслуживание".

Кадровый голод

Проблема нехватки хорошо обученного персонала и постоянной текучки кадров, характерная для всех продовольственных сетей, не обошла стороной и нижегородские компании. Лучший выход из этого положения – наличие собственного учебного центра, в котором молодые сотрудники смогут освоить технологии торгового процесса. Например, подобный обучающий центр есть у сети "Райцентр".

Другой вариант решения кадрового вопроса нашла для себя компания "Саюс". "Мы бы хотели иметь свою кадровую школу, но пока у нас нет таких возможностей, – говорит Александр Бочкарев. – Мы заключаем договоры с торговыми техникумами, оплачиваем стипендии. Потом молодые специалисты проходят у нас практику, стажировку и поступают на работу".

"Если говорить об администраторе зала, то правильнее вырастить его из своего коллектива, поскольку человек знает специфику магазина, сотрудников, внутренние распорядки, – рассказывает Евгений Кривошеин, исполнительный директор сети супермаркетов "Андреевский". – Вырастить менеджера по ассортименту проблематично, у него работа связана с поставками товара, анализом его потребления. Поэтому на такие должности мы стараемся брать людей, которые уже имеют опыт аналогичной работы".

Организация логистики

Отличительной особенностью развитой сетевой структуры является наличие распределительного центра, однако не все нижегородские сети признают такую необходимость.

"На сегодняшний день мы не нуждаемся в РЦ, у всех поставщиков хорошо развита доставка, – утверждает Евгений Кривошеин. – Безусловно, цена зависит от размера партии, но у нас объем поставок складывается из заказов всех магазинов, поэтому наличие РЦ на стоимость товара не повлияет. Наоборот, снизится рентабельность предприятия, поскольку появятся затраты на содержание РЦ. В нашем холдинге еще есть сеть мелко-розничных магазинов (торговая площадь до 150 кв.м). Для них товар сначала попадает в РЦ, а затем собственными силами развозится по торговым точкам".

"В Нижнем Новгороде те товары, которые идут через ВКТ, сначала поступают в распределительный центр, а потом – в магазины. Другие поставщики и производители привозят продукцию непосредственно в магазины сети "Райцентр", – рассказывает Владислав Афроськин. – В центральном офисе определяется ассортиментная политика, и составляются списки – какие товары должны быть представлены на полках магазина, и у каких поставщиков они будут приобретены. Магазины заказывают товары, сверяясь со списками".

В необходимости использования распределительного центра убежден Александр Бочкарев: "В сети "Саюс" почти 99% продукции поставляется через центральную базу. Для того, чтобы был порядок и четкий учет, надо вводить централизацию. Магазин должен выступать только элементом торговли, занимающимся непосредственно продажами".

Практика private label

Большинство нижегородских сетей продают товары под собственной маркой. Правда, запуск private label нередко означает для розничных компаний необходимость организации собственного производства. Особенно выделяется в этом направлении сеть "Саюс".

"Стратегия компании – продавать в своей сети продукцию, которую сам производишь, – рассказывает Александр Бочкарев. – Сегодня наша компания является владельцем ряда сахарных заводов. Мы строим крупный хлебозавод, купили молокозавод, поэтому вся кисломолочная продукция собственного производства. У "Саюса" есть свои земли в Спасском районе, где выращивается пшеница и картофель. Есть мельница, цеха, где делают рыбные консервы. В дальнейших планах – собственное производство сыров".

Другие нижегородские ритейлеры также развивают направление собственных торговых марок.

В сети "Гипермаркет XXI век" под private label продается хлеб, минеральная вода и туалетная бумага. В отделе "Горячий стол" этой сети готовые к употреблению блюда изготовляются непосредственно в магазине.

Во всех магазинах сети "Андреевский" есть производственные цеха, что позволяет предлагать покупателям салаты и полуфабрикаты собственного изготовления.

Ксения Воронина


Тема дня