Мультимедийные аптеки
Компания "Итек", развивающая сеть аптечных киосков в московском метрополитене и службу онлайн-аптек, решила всерьез выйти в город. Конкурировать с крупными сетями "Итек" планирует за счет нового формата, открывая мультимедийные аптечные центры.
Серьезным ударом по офлайновому бизнесу "Итек" стал прошлогодний запрет на торговлю в московском метрополитене, тогда компания потеряла около 60% продаж. Чтобы вернуть прежний оборот, компания решилась на рестайлинг своих точек в подземке (об этом "Бизнес" подробно писал 29 апреля).
Теперь "Итек" решила всерьез выйти в город. "У нас уже есть три наземные аптеки, но развивать их сложно. В частности, не так давно рядом с аптекой на Часовой улице была открыта аптека „Ригла", которая благодаря собственнику - крупнейшему российскому фармдистрибутору „ЦВ Протек" - начала демпинговать",- говорит директор по маркетингу "Итек" Ирина Максимова.
Конкурировать с крупными сетями в "Итек" решили за счет нового формата - мультимедийных аптечных центров. Это будет точка, в которой можно будет сделать покупку и с прилавка, и в интернет. Кроме того, центр будет оснащен сенсорными мониторами, пользуясь которыми, покупатель сможет сделать покупку без участия продавца. "Главная проблема существующих на рынке аптек - сложность покупки интимных товаров: таблеток для похудения или „Виагры", к примеру",- поясняет Максимова.
В помещении центра также будет работать кафе, в котором покупатель сможет подождать оформления заказа. "Решается проблема и с ассортиментом: благодаря нашему интернет-бизнесу, мы сможем всегда доставить препарат покупателю на дом, если его нет в аптеке",- добавляет Максимова.
Она говорит, что первый центр откроется в октябре на Цветном бульваре. А в ближайшие три года, по словам Максимовой, "Итек" планирует открыть еще 10 аптечных центров в Москве. В новый формат будут переведены и существующие три аптеки "Итек". Инвестиции в первый аптечный центр "Итек" составили около $1 млн, из которых приблизительно 30% пришлось на банковские кредиты.
Участники рынка считают действия "Итек" правильными. Сейчас стандартным форматом аптек не привлечь внимания - столичный рынок насыщен, констатирует начальник отдела рекламы сети "Доктор Столетов" Ольга Николаева. С ней соглашается начальник отдела спецпроектов ЦМИ "Фармэксперт" Николай Беспалов, оговариваясь, что новый формат "Итек" скорее не попытка конкурировать с другими сетями, а поиск новой ниши.
Директор по корпоративным финансам аптечной сети "36,6" Андрей Сливченко считает, что приход в аптеки технологий других сегментов розничной торговли - "хороший знак". Беспалов предполагает, что аптеками нового формата будут пользоваться молодые люди. "Но формат приживется на рынке, если проект будет долгосрочным",- отмечает Беспалов.
Впрочем, на рынке указывают и на некоторые недочеты проекта. "Главным вопросом в любом бизнесе остается его окупаемость: на первый взгляд, проект выглядит слишком дорогим",- говорит Сливченко. "Клиент выбирает ту или иную аптеку в двух случаях: доверие к брэнду либо удобное местоположение. Если „Итек" ставит на молодую аудиторию, встает вопрос о ее платежеспособности",- предупреждает Николаева.