«Магазин Магазинов» корректирует данные чиновников.
На минувшей неделе в ходе пресс-конференции глава департамента потребительского рынка и услуг Москвы В. Малышков рассказал о современном состоянии рынка торговой недвижимости столицы и планах московского правительства по ликвидации рынков и строительству на их месте торговых центров. Однако эксперты компании «Магазин магазинов» данные властей считают неточными, также ставя под сомнение и объявленные планы.
По словам представителей компании, в первую очередь, вызывают сомнения данные об общем количестве торговых площадей в Москве и уровне обеспеченности ими населения столицы. Так, по словам В. Малышкова, на 1000 жителей Москвы приходится 520 кв.м. торговых площадей. По оценке, основанной на данных Всероссийской переписи населения 2002 г. и текущего статистического учета, численность населения Москвы на 1 января 2005 г.составила 10,4 млн. человек, а по данным МЧС в столице проживает около 15 млн. чел. Таким образом, общая площадь торговых помещений Москвы может составлять от 5.4 до 7.8 млн. кв.м. В то же время, по словам чиновника, площадь, занимаемая розничными предприятиями столицы, равна 20 млн. кв.м. Даже если предположить, что эти данные учитывают подсобные и складские помещения, занимаемые розничными операторами, все равно последняя цифра представляется неправдоподобно высокой.
Министр рапортует также о том, что в настоящее время столица приблизилась к европейским показателям по числу торговых площадей на тысячу жителей. По словам чиновника, в Москве этот показатель составляет 520 кв.м., в Европе - 600 кв.м. Однако сравнивать эти данные некорректно, считает генеральный директор компании «Магазин магазинов» Анна Ширяева, - прежде всего из-за колоссальной разницы в качестве площадей. Не более 30 % торговых площадей в Москве являются квалифицированными, то есть соответствуют международным стандартам организации торговли и могут служить предметом сравнения с европейской торговой недвижимостью. Все остальное - рынки, ярмарки, нереконструированные торговые площадки советских лет - ни в какое сравнение идти не могут вплоть до полной и профессиональной реконструкции этих территорий или объектов.
В принципе, по этому пути и планируют пойти московские власти: Владимир Малышков заявил, что владельцам рынков, которые будут закрыты, предоставят возможность построить на данных участках торговые центры. Однако здесь тоже не все так просто. Покупатели ходят сегодня на рынки в силу инерции потребительских привычек, а также устойчивости мифа о дешевизне товаров, там продаваемых - в этом заключается конкурентная сила рынков. Когда же на данном участке появится торговый центр, то он попадет в насыщенную и чрезвычайно конкурентную среду торгово-развлекательных комплексов. Вызывает большие сомнения, считает Анна Ширяева, что владельцы рынков, вдруг переквалифицировавшиеся в девелоперов, смогут построить профессиональные торговые центры, то есть найти нужные инвестиции, осознать необходимость привлечения квалифицированных консультантов, вообще преодолеть все трудности, связанные со строительством таких объектов, а потом успешно конкурировать с другими торговыми центрами. Те объекты, которые сегодня возникают на месте рынков, на пример, ТЦ «Черкизовский» или «Альмирал», демонстрируют очень сомнительное качество.
Торговый центр - чрезвычайно сложный механизм привлечения потребителей и извлечения дохода, рассказывает Анна Ширяева, и для реализации проекта в этой области необходимо большое количество специальных знаний в самых разных областях - недвижимости, строительстве, торговли, социологии, рекламе и т.д. Девелоперский цикл в нашей стране составляет не менее 2-3 лет, и требует опыта и профессионализма, которые в нашей стране - в большом дефиците. Поэтому затея московских властей может обернуться значительным количеством недостроев или построенных, но непрофессиональных, неэффективных и даже убыточных объектов торговой недвижимости.