Первый супермаркет крупнейшей национальной сети “Перекресток” откроется в Нижнем
Первый супермаркет крупнейшей национальной сети “Перекресток” откроется в Нижнем 15 октября. Следом начнется ребрэндинг розничной сети SPAR, запланированный Группой компаний “Перекресток” — нынешним полноправным владельцем всего пакета акций компании SPAR Middle Volga. Событие на рынке ритейла комментирует вступивший с 1 сентября в должность директора нижегородского филиала ГК “Перекресток” Юрий МАРКИН.
— Планы развития национальной сети супермаркетов в Нижнем предусматривают на следующий год серьезные, не менее $50 млн, инвестиции как в совершенствование приобретенной сети, так и в открытие новых объектов. Первый новый “Перекресток” откроется в октябре в цокольном этаже ТЦ “Аврора” на пл. Ленина. Это супермаркет площадью 3 тыс. кв. м. Ассортиментная матрица — не менее 12 тыс. наименований, соотношение “food”/“non food” 30 на 70. С этого момента все вновь открываемые у нас магазины сети будут работать под брэндом “Перекресток”.
Через месяц (в ноябре) на пересечении Сормовского шоссе и поворота на улицу Мориса Тореза откроется еще один такой же супермаркет.
А в декабре 2005 года в Автозаводском районе на улице Плотникова откроется “Перекресток” в формате, который согласно стандартам сети называется “супермаркет плюс” (гипермаркет). Это 5 тыс. кв. м торгового зала, ассортиментная матрица — более 25 тыс. наименований. Соотношение “food”/“non food” уже почти 50 на 50.Сектор “non food” предложит технику, одежду, хозтовары — расширенный ассортимент. Программа перевода всех магазинов SPAR под брэнд “Перекресток” начнется с 2006 года.
Успех — в деталях
— Фактически подготовка к ребрэндингу началась с момента оформления сделки, — рассказывает директор нижегородского филиала ГК “Перекресток” Юрий Маркин. — Шел переговорный процесс со SPAR International, поскольку SPAR Middle Volga была связана со своим франчайзером определенными обязательствами, которые надо было завершить под маркой SPAR, и подготовить правовую и технологическую базу перехода под брэнд “Перекресток”.
Но брэнд — это не только вывеска. Хотя SPAR и “Перекресток” работают в одном сегменте розничного рынка, подходы к организации процесса в ряде случаев не одинаковые. И “Перекресток” жестко следит за тем, чтобы во всех регионах выдерживались высокие стандарты компании.
Сам по себе магазин розницы — это лишь верхушка айсберга. Чтоб перед глазами покупателя появились одновременно тысячи товаров — это результат внедрения современной технологии, учитывающей массу аспектов и процессов: от программ товароучета, последовательности выстраивания технологических процессов до организационной структуры, штатного расписания и должностных инструкций персонала. Работа над ассортиментной матрицей нижегородских “Перекрестков” тоже часть ребрэндинга. Чтобы заполнить полки нашего магазина площадью 400 кв. м на Мещерском озере (это порядка 10 тыс. наименований от 120 производителей), у его ворот выстраивается от 10 до 12 машин от различных поставщиков. А если мы начнем работать непосредственно с поставщиками, в магазин станет невозможно попасть: у входа будет стоять одновременно 50 машин. Возникает вопрос о распределительно-логистическом центре (РЦ), который принимает продукцию от всех производителей и комплектует единый заказ. “Перекресток” славится организацией работы собственного РЦ, подобные комплексы вскоре появятся и в Нижнем.
Розничная сеть “Перекресток” работает в современнейшей единой компьютерной программе Numero Qvadro, а нижегородские SPAR — в Trade House. Но когда магазины и распределительные центры работают в одной компьютерной программе, многие вопросы автоматизируются. В сети SPAR товар пересчитывается и заказывается на РЦ вручную. Как всегда, когда речь идет о человеческом факторе, это подразумевает ошибки, а порой и сговор недобросовестного персонала. В “Перекрестке” это делает программа, отслеживающая уход товара через кассовые узлы и автоматически формирующая заказ. Значит, в нижнегородской сети грядут большие технологические изменения.
Опыт лучшей организации мясного производства мы также переняли в “Перекрестке”. Причем стоит подчеркнуть, что обучение проходило до подписания официального контракта, на дружеской основе. До объединения SPAR Middle Volga активно привлекала кредиты банка, что стоит определенных денег. Теперь финансовый ресурс “Перекрестка” позволил повысить темп развития без поисков сторонних кредитов.
Свободу женщинам России!
— Взаимодействие на уровне опыта двух сетей для решения амбициозных целей “Перекрестка” позволяет надеяться на значительный синергетический эффект. У Spar тоже есть решения, соответствующие международному уровню технологии ритейла. И “Перекресток” некоторые из них использует и намерен совершенствовать в масштабах всей национальной сети. Например, пакет аудиовизуальной коммуникации и внутреннего оформления магазинов, ориентирующий вошедшего в магазин покупателя: где расположена бакалея, где сыр, где находятся рыбные или мясные ряды. В SPAR была отработана работа с персоналом. Возможно, вы обращали внимание на надписи на униформе: “Мы поможем дружно выбрать все, что нужно”. Налажено проведение внутренних планерок, помогающих создать нематериальную мотивацию персонала. И это приживется в “Перекрестке”. Так же, как и “магазин готовой еды”, когда весь процесс приготовления открыт глазам покупателя. Концепцию “food to go” мы привезли с семинара из Америки и Южной Африки, где посещали местных собратьев по брэнду SPAR. Концепция чрезвычайно популярна в мире, поскольку высокая деловая активность диктует уход от утомительного процесса приготовления еды дома. Эта тенденция коснулась традиционно консервативной в этом вопросе России. Успешно эту концепцию мы реализовали в Щербинках. Вопроса о “несвежести” продукции не возникало ни разу — свежеприготовленная еда всегда оказывалась востребованной. А на Бору самым продвинутым потребителем оказалось цыганское население. Цыгане приходят в EUROSPAR и скупают все: котлеты, купаты, курицу, картошку, рис — ужин на всю большую семью.
Прогноз развития рынка
— С моей точки зрения, гиперов в Нижнем Новгороде пока нет. Есть нечто, что работает под вывеской “гипер”.
Во-первых, не только потому, что по международной классификации “гипер” — понятие неоднозначное. Кстати, в “Перекрестке” торговая площадь такого магазина 4—7 тыс. кв. м, и по внутренней терминологии называется он “супермаркет плюс”, а европейский “гипер” — это 7 и более тысяч. Во-вторых, это зоны свободной выкладки товаров сезонной торговли. К примеру, что такое для магазина 1 сентября? В супермаркете это школьные принадлежности. В гипермаркете это школьный базар на 100—200 кв. м. Зоны сезонной торговли — это концепция “магазина в магазине”. В-третьих, это наличие серьезного ассортимента “non food”. Все это учитывается и практикуется в “супермаркетах плюс” сети “Перекресток”, а значит, будет и в Нижнем.
— Какие изменения на рынке нижегородского ритейла вызовет открытие первых “Перекрестков” и последующий ребрэндинг сети SPAR? — Цены упадут... — ...Что так важно в контексте скромных доходов нижегородцев, невысоким уровнем поразивших даже губернатора Шанцева... — Да. “Перекресток” — это приход высоких технологий, предусматривающих снижение операционных затрат. Это крупный закупщик товаров по тендерным, то есть дешевым поставкам от транснациональных производителей. Что тут же привлечет дополнительных покупателей, которые уйдут из соседнего магазина. Полагаю, 20—30% рынка мы возьмем быстро. Возможности и амбиции у “Перекрестка” серьезные. Только мы не можем работать специально снижая цены в ущерб традиционно высокому качеству продуктов и услуг. “Перекресток” — не дискаунтер.
Справка:
Юрий Маркин родился 9 октября 1963 года. В 1989 году окончил радиофизический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского. По окончании университета руководил движением строительных отрядов. В 2000 году по программе SCOR прошел курс обучения по теме “Стратегический менеджмент и маркетинг” в Швеции. В 2001 году — стажировка в США по программе “Розничный рынок Америки”. В 2002-м обучался в Европейском институте торговли.
Работал снабженцем на комбинате питания промышленного предприятия Дзержинска. В 1990 году был приглашен на должность директора супермаркета сети “Национальный торговый альянс”. В 1995 году получил приглашение на должность директора супермаркета “Сладкая жизнь”. С 1 сентября 2005 года возглавил нижегородский филиал ГК “Перекресток”. Женат. Отец троих детей.
Национальная торговая сеть “Перекресток” создана в 1995 году. Сегодня на пространстве России и СНГ работает 115 ее супермаркетов. В этом году ГК “Перекресток” купила сеть из пяти супермаркетов SPAR на Украине и одиннадцать супермаркетов сети “Даллпорт Сити” (8 в Санкт-Петербурге и 3 в Краснодаре). А всего с начала года открыто 24 новых магазина сети.
Выручка компании в 2004 году $766 млн (за вычетом налогов $660 млн). Компания ведет свою отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов отчетности, в течение почти десяти лет пользуясь услугами крупнейшей аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers. По оценкам международных финансовых структур стоимость компании “Перекресток” (на декабрь 2004 года) составляет от $800 тыс. до $1,1 млрд.
В 2003 году группа компаний “Перекресток” выкупила нижегородскую сеть магазинов Spar Middle Volga у компании Delta Capital Management, управляющей Инвестиционным фондом США — Россия. Сделка, когда стратегический инвестор выкупает долю у инвестора западного, стала первой на российском розничном рынке
Елена Царева