«Мосмарт» создает сеть дискаунтеров
Как стало известно RBC daily, московская сеть гипермаркетов «Мосмарт» работает над новым проектом – созданием региональной сети магазинов дискаунтеров. Первый дискаунтер сети начнет работу уже в декабре этого года. Таким образом, «Мосмарт» получит возможность присутствовать в том числе и в небольших городах, где формат гипермаркета не востребован. Если получится найти подходящие помещения в высоко конкурентной Москве, то, возможно, новая сеть будет присутствовать и в столице. Но, по мнению аналитиков, компании вполне достаточно ограничиться регионами, где уровень доходов населения еще долго не позволит им отказаться от дисконтных магазинов.
Первый гипермаркет «Мосмарт» открылся в Москве в 2003 г. Сейчас в столице работает три объекта сети, и еще один строится на Боровском шоссе. Торговым оператором московской сети является компания «Мосмарт», недвижимостью владеет группа «Гиперцентр». У истоков этого проекта стоят бывшие топ-менеджеры «Альфа-Груп» Михаил Безелянский и Андрей Шелухин. В апреле этого года у сети появился новый инвестор – Jelmoli Holding AG, который на паях с акционерами «Гиперцентра» и Eastern Property Holdings Ltd. создал компанию Hypercenter Investment SA с собственным капиталом в 150 млн долл., которая теперь занимается развитием «Мосмарта». На днях было объявлено о начале строительства первого регионального гипермаркета сети – в Нижнем Новгороде, еще на ближайшую перспективу запланировано порядка 3-5 гипермаркетов в городах европейской части России.
Как сообщил RBC daily генеральный директор сети «Мосмарт» Эрик Блондо, сейчас «Мосмарт» заканчивает работу над концепцией новой сети. Управлять ей будет менеджмент «Мосмарта». «Это дает эффект синергии с гипермаркетами, сокращение издержек на логистику. Невозможно в некоторых городах открыть два гипера, а вот гипермаркет и дискаунтер (или несколько) – вполне возможно. Таким образом, получим рост доли рынка», – комментирует он. По мнению аналитика РБК Валентина Крохина, формат для параллельного проекта был выбран компанией вполне удачно, так как доходы населения в российских регионах еще долго не достигнут высокого уровня. «Пока, например, в Центральной России уровень доходов составляет примерно 70% от общефедерального, который, кстати, тоже невысок. Поэтому население во многих городах еще долго будет предпочитать низкие цены дискаунтеров высокому сервису супермаркетов», – считает он.
Первый магазин новой сети появится уже в декабре этого года, правда, пока в «Мосмарте» не хотят говорить, где конкретно он будет открыт, ссылаясь на то, что договор еще не подписан. «Формат новой сети мы определяем как дискаунтер, однако это будут большие площади, нежели обычно принято – общая площадь магазина составит порядка 5 тыс. кв. м», – уточнил Эрик Блондо. От классических дискаунтеров магазины новой сети будут отличать широкий ассортимент (порядка 25 тыс. наименований), соотношение продуктовых и непродуктовых товаров – 65 к 35%. «Весь nonfood будет привязан к сезонности, то есть будет ротация товаров, наиболее актуальных в данном сезоне», – рассказывает Эрик Блондо. Рабочее название нового проекта – «Формат 5000», но название сети будет другим. Пока точно известно лишь, что это будет не «Мосмарт».
Участники рынка имеют неоднозначное мнение по поводу того, должна ли мультиформатная сеть работать под единым брендом. «С нашей точки зрения для сети, работающей в нескольких форматах, единый бренд оптимальнее, так как это снижает затраты на рекламу, повышает его узнаваемость и число лояльных потребителей», – считает президент холдинга «Марта» Георгий Трефилов. По мнению старшего менеджера департамента маркетинга Павла Михайлова, у единого названия есть свои плюсы и минусы, так как у разных форматов – разные целевые аудитории, и одно название может вызвать непонимание у покупателей.
По словам Эрика Блондо, для открытия дискаунтеров его компанию интересуют все города, где будут представлены гипермаркеты «Мосмарт», а также там, где гиперформат может быть не востребован – в городах с населением до 150 тыс. человек, например на расстоянии не более ста километров от Москвы. Проект разрабатывается как региональный, однако, как утверждает Эрик Блондо, если в Москве удастся найти хорошие предложения по торговым площадям, то столица также не исключается. Однако с дефицитом помещений компания может столкнуться и в регионах. Как сообщил директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Максим Гасиев, сейчас в регионах достаточно напряженная ситуация с торговыми помещениями, за которые зачастую разворачивается серьезная борьба. «Во многих мегаполисах местные ритейлеры сопротивляются приходу сетей из столицы. В небольших городах ситуация попроще, – уточняет он, – но экспансия в регионы федеральных сетей сделала вопрос с недвижимостью достаточно насущным. Выход может быть в покупке уже работающих сетей – многие региональные сети пока не отличаются высоким уровнем технологий и отстроенной внутренней системой, но они интересны с точки зрения помещений».
По мнению Георгия Трефилова, говорить о высокой конкуренции в регионах пока рано. «Сложных для новых игроков рынков, где предложение со стороны ритейлеров по отношению к платежеспособному спросу уже высокое, в России пока мало. К ним можно отнести Нижний Новгород и еще единичные мегаполисы. Пока же даже в столице на цивилизованный ритейл приходится менее 50% рынка, – говорит он. – Открытие же крупноформатного магазина, а не гипермаркета в новом регионе, в принципе оправдано, так как срок окупаемости гипермаркета гораздо выше», – считает Георгий Трефилов. Павел Михайлов же считает, что выходить в регионы удобнее с гиперформатом, так как это значительно снижает издержки и решает проблемы с логистикой. «Если открывать обыкновенный магазин, то встает вопрос строительства распределительного центра, – утверждает он, – в любом случае нужна отлаженная логистическая система, а ее построение достаточно дорого. С более мелким форматом имеет смысл выходить, если покупаешь сразу сеть или хотя бы несколько магазинов у разных владельцев».
Елена Желобанова,