Ритейлоры начнут борьбу в регионах
Ритейл в России развивается бурными темпами. Об этом свидетельствуют последние результаты работы крупных сетей на рынке. Так, за первое полугодие 2005 года чистая выручка «Седьмого континента» выросла почти на 46% (до 330 млн. долларов), "Перекрестка" – на 55% (до 546 млн. долларов), "Копейки" - на 52% (до 289 млн. долларов с НДС), а "Магнита" - на 98,7% (до 801 млн. долларов с НДС). Вполне понятно, что такие показатели только подталкивают сети к ускорению темпов дальнейшего развития, причем не только в регионах, но и в ближнем зарубежье. Однако расширение бизнеса – вещь затратная, поэтому приходится прибегать к заемным средствам.
Выполнить и перевыполнить
Вчера стало известно, что ТД «Перекресток» получил синдицированный кредит на 125 млн. евро. Заемщиками компании стал банковский синдикат, в который вошли ABN Amro Bank, WestLB и Commerzbank. Кредит выдается на два года по ставке LIBOR+2%.
В «Перекрестке» Газете отказались прокомментировать цели привлечения кредита. «Сам факт получения кредита я не могу отрицать, однако все подробности мы распространим позже в совместном заявлении с банками-партнерами», - заявил PR-директор сети Александр Бархатов. Эксперты рынка уверены, что деньги понадобились «Перекрестку» на дальнейшее развитие. «У сети был очень хороший рост в первом полугодии, возможно, они пытаются воспользоваться благоприятной ситуацией и продолжить развитие, а если удастся, и перевыполнить планы по открытию новых магазинов. Если сейчас упустить момент, потом будет сложнее достичь намеченных целей», - считает аналитик Альфа-Банка Елена Бороденко. Аналитик ИК «Атон» Алексей Языков предполагает, что развиваться «Перекресток» будет за счет собственного строительства или приобретения прав аренды, но не покупки региональных игроков.
Гонка началась
По мнению аналитиков, «Перекресток» выступил как первая ласточка: в ближайшее время другие отечественные ритейлоры также могут прибегнуть к помощи иностранных капиталов для укрепления своих позиций на рынке, благо макроэкономическая ситуация располагает к такому повороту событий. "Сейчас в России складываются благоприятные условия для заимствованийс точки зрения стоимости привлекаемых средств и объема свободных денег на рынке.Россия получила вторую ступеньинвестиционного рейтинга от S&P, Moody´sотозвало свой рейтинг на пересмотрс положительным прогнозом, а это означает, что они, видимо, также повысят рейтинг России. Поэтому крупные ритейлорыв ближайшие два года будут активно привлекать средства и инвестировать в расширение», - рассказала Газете директор покорпоративным финансам и финансовому консалтингу «БДО-Юникон» Наталья Одинцова. По ее словам, компании положительно смотрят на возможные приобретения,в том числев регионах, стремясь приобрести статус национальных сетей.«Рынок концентрируется, на нем усиливается конкуренция. В Россииуже успешноработают и активно расширяют присутствие OBI, IKEA,Metro и «Ашан», возможно, скоро на этот рынок обратят вниманиетакие сети,как Tesco или Carrefour», - отметила Одинцова.
Ее точку зрения разделяет Алексей Языков: «Дело в том, что пока конкуренции у нас как таковой нет, очень много свободного места на рынке, поэтому сейчас оптимальное время для развития. Когда же конкуренция вырастет, работать на рынке будет гораздо проще большим компаниям». Пределов для расширения сети пока нет: по словам Языкова, чем больше будет компания, тем спокойнее будут себя чувствовать владельцы бизнеса: приходящим на рынок иностранным гигантам трудно будет поглотить ее. Или, по крайней мере, придется затратить на это гораздо больше денег.
Сергей Рябов,